Под кризисом понимают перелом, предопределяющий исход того или иного процесса — положительный, отрицательный или нейтральный. Развитие взаимоотношений учителя и учащихся также обусловлено характером поворотных моментов.
Кризисный момент предшествует непосредственному конфликтному взаимодействию. Исход возникшего противоречия обусловлен первыми реакциями учителя. Кризис в отношениях с детьми, как правило, проявляется внезапно и воспринимается как неожиданная угроза реализации педагогических целей. Порой для принятия решения требуются не часы, а минуты и секунды и решающую роль играют импровизаторские способности. Н Случается, что преодоление коммуникативного кризиса •требует кардинального изменения педагогической позиции, [приведения ее в соответствие с новыми реалиями. Именно в 1такие моменты с очевидностью проявляется профессиональная Iкультура учителя. Своими действиями и поступками он может Iснять накал негативных эмоций или, наоборот, усилить остро-|ту переживаний, превратив самое невинное столкновение ин-|тересов, желаний в трудноразрешимое противоречие, каким
• является конфликт.
1 Реакции учителя по отношению к цели педагогического
• взаимодействия могут быть конструктивными и деструктивными. I Конструктивные действия и поступки способствуют реализации I Учебно-воспитательных целей, выполняя мотивационную, мобилизующую, психотерапевтическую функцию, обогащая комс самой сложной ситуацией. Именно в конфликте он раскрывается как живой человек, способный открыто постоять за себя, защитить свое право на уважение. Во взаимоотношениях с' ребенком недопустимы ни позиция господина, ни позиция раба, подчеркивают Роберт и Джин Байярды. Осознание своей компетентности в разрешении любой конфликтной ситуации приносит моральное удовлетворение1.
Итак, конструктивность профессиональных действий и поступков учителя в кризисные моменты педагогического общения характеризуется:
1) оперативностью;
2) гибкостью;
3) нестандартностью;
4) нравственно-психологической целесообразностью.
Деловые и личные конфликты
Учителя со школьниками