Конструктивность педагогических реакций в кризисные моменты

Под кризисом понимают перелом, предопределяющий ис­ход того или иного процесса — положительный, отрицатель­ный или нейтральный. Развитие взаимоотношений учителя и учащихся также обусловлено характером поворотных моментов.

Кризисный момент предшествует непосредственному кон­фликтному взаимодействию. Исход возникшего противоречия обусловлен первыми реакциями учителя. Кризис в отношениях с детьми, как правило, проявляется внезапно и воспринимается как неожиданная угроза реализации педагогических целей. По­рой для принятия решения требуются не часы, а минуты и се­кунды и решающую роль играют импровизаторские способности. Н Случается, что преодоление коммуникативного кризиса •требует кардинального изменения педагогической позиции, [приведения ее в соответствие с новыми реалиями. Именно в 1такие моменты с очевидностью проявляется профессиональная Iкультура учителя. Своими действиями и поступками он может Iснять накал негативных эмоций или, наоборот, усилить остро-|ту переживаний, превратив самое невинное столкновение ин-|тересов, желаний в трудноразрешимое противоречие, каким

• является конфликт.

1 Реакции учителя по отношению к цели педагогического

• взаимодействия могут быть конструктивными и деструктивными. I Конструктивные действия и поступки способствуют реализации I Учебно-воспитательных целей, выполняя мотивационную, мобилизующую, психотерапевтическую функцию, обогащая комс самой сложной ситуацией. Именно в конфликте он раскры­вается как живой человек, способный открыто постоять за се­бя, защитить свое право на уважение. Во взаимоотношениях с' ребенком недопустимы ни позиция господина, ни позиция ра­ба, подчеркивают Роберт и Джин Байярды. Осознание своей компетентности в разрешении любой конфликтной ситуации приносит моральное удовлетворение1.

Итак, конструктивность профессиональных действий и по­ступков учителя в кризисные моменты педагогического обще­ния характеризуется:

1) оперативностью;

2) гибкостью;

3) нестандартностью;

4) нравственно-психологической целесообразностью.

Деловые и личные конфликты

Учителя со школьниками


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: