Генезис науки и проблема периодизации ее истории.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Средневековая наука. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. Декартовская и ньютоновская научные программы.
Главные этапы становления науки на рубеже 19 – 20 вв.
Революция в естествознании. Становление неклассической науки.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.
Становление социальных и гуманитарных наук.
Тема 3. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
Понятие институциональности применительно к науке. Сущность процесса институционализации науки. Компоненты науки как социального института, их структура.
Способы организации и взаимодействия ученых на протяжении всего исторического развития науки. Возникновение науки как социального института в Западной Европе в XVI – XVII вв., ее функции в этот период. Появление первых европейских университетов.
|
|
Сущность и характеристики научных сообществ. Роль научного сообщества.
Сущность и характеристика научных школ как институционального элемента науки. Классические и современные научные школы.
Научные коллективы на междисциплинарной основе, их деление на проблемные группы.
Научные направления. «Эпистемические сообщества».
Два аспекта передачи опыта и знаний: синхронный и диахронный. Проблема трансляции научных знаний.
Тема 4. Наука в системе мировоззрения
Понятие мировоззрения, его типология. Обыденный, конкретно-научный и глобальный уровни мировоззрения, их характеристика. Соотношение мифа, религии, философии и науки в познании мира.
Характеристика исторических типов мировоззрения – мифического миропонимания, античного, средневекового, Нового времени, современного.
Роль науки, философии и религии как специфических типов мировоззрения в современном образовании, формировании личности, решении глобальных проблем, будущего человечества.