Отказ от античной атомистической теории возникновения природы. Основные характеристики средневековой картины мира. Теологически-текстовый характер познавательной деятельности, дедукция как универсальный метод ее. Формирование астрологии, алхимии, натуральной магии как сплава умозрительности, априоризма и грубого наивного эмпиризма. Значение для истории науки естественнонаучных исследований Альберта Великого («всеобъемлющего доктора»), концепции логики Раймунда Луллия. Классификация, систематизация, компиляция и комментарий как формы репрезентации историко-научного знания. Средневековая культура как условие возникновения научного знания.
Особенности системы знаний в развитом средневековье. Особенности символического представления о мире. Природа как символ могущества Бога. Антропоцентризм и теоцентризм. Создание первых университетов и средневековая дисциплинарная организация знания.