Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий, так как представляет собой средство развития у магистрантов культуры

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий, так как представляет собой средство развития у магистрантов культуры научного мышления. Поэтому, основная цель семинара для магистрантов — не взаимное информирование участников, но совместный поиск качественно нового знания, вырабатываемого в ходе обсуждения поставленных проблем.

Готовясь к семинару, магистранты должны не только рассмотреть различные точки зрения по вопросу, взятому на семинарское занятие, выделить его проблемные области, но и сформулировать собственную точку зрения, предусмотреть спорные моменты темы. Для полноценной подготовки к занятию чтения учебника недостаточно, так как в них излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях из журналов поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов, дается новое не всегда стандартное его видение.

Сообщение магистранта должно занимать не более 5-7 минут, так как основной вид работы на семинаре – участие в обсуждении проблемы всей группой. Необходимо помнить, что на семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому дискуссия будет идти не по содержанию прочитанных работ, а проблемным идеям.

В ходе семинара, в процессе собеседования осуществляется текущий контроль усвоения лекционного материала и самостоятельной работы студента. На некоторых семинарах возможно проведение контрольных работ или тестирования.

При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.

ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ

I СЕМЕСТР

Лекция 1. Наука в культуре современной цивилизации

План

1. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного разви­тия и их базисные ценности.

2. Ценность научной рациональности.

3. Особенности научного познания.

4. Наука и философия. Наука и ис­кусство. Наука и обыденное познание.

5. Роль науки в современном обра­зовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Литература

1. Бернар Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

2. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. – М., 1984. – Гл. 2.

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.

4. Злобин Н. Культурные смыслы науки. – М., 1997. – С. 23-60.

5. Ильин В.В. Критерии научности знания. – М., 1989.

6. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. – М., 1989.

7. Кузнецов Н.И. Наука в ее истории. – М., 1982.

8. Лешкевич Т.Г. Методология и философия науки. – Ростов н/Д, 2004. – С. 17-37.

9. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М, 2001. – С. 53-72, 84-92, 102-115.

10. Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. – М., 1980.

11. Научная деятельность: структура и институты. Сборник переводов. – М., 1980.

12. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988.

13. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д, 1992. – С. 51-73, 215-250.

14. Порус В.Н., Никифоров А.Л. Эволюция образа науки во второй половине ХХ в. // В поисках теории развития. – М., 1982.

15. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. – М., 1990. – С. 56-75.

16. У истоков классической науки. – М., 1975.

17. Философия и методология науки. – Ч. 1. – М., 1994. – Раздел 1. 1-2, Раздел 2. VIII.

18. Черняк В.С. Генезис классической науки // Вопросы философии. – 1976. - № 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: