План
1. Характеристика эмпирического уровня научного познания.
2. Характеристика теоретического уровня познания.
3. Диалектическое единство уровней.
4. Различие уровней по объекту, видам знания и методам познания.
Литература
1. Ивин А.А. Современная философия науки. – М.: Высшая школа, 2005.
2. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. – СПб.: Лань, 2003.
3. Кутырев В.А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. – М.: Мысль, 1988.
4. Сторожук А.Ю. Проблема определения соответствия теории фактам. // Философия науки. 2003, № 1.
5. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: КНОРУС, 2008.
6. Философия науки: общий курс. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.
7. Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М.: ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.
Лекция 9. Методология научного мышления
План
1. Методы введения термина.
2. Методология развития и систематизации научных терминов.
3. Метод научной классификации понятий.
4. Методология вопросно-ответного мышления.
|
|
5. Методы обоснования истинности суждений
6. Методы построения научных теорий.
Литература
1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
3. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: КНОРУС, 2008.
Лекция 10. Современные методологические концепции
План
1. Плюрализм когнитивных практик.
2. Новое отношение к проблеме знания.
3. Идеи герменевтики и современная эпистемология.
Литература
1. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 405-474.
2. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки М.: Академический проект, 2005. – С. 98-104.
3. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. – С. 641-697.
Лекция 11. Специфика методологии социально-гуманитарного познания
План
1. Специфика социально-гуманитарных наук их сходство и отличия от естествознания.
2. Герменевтика, ее характеристика как социально-гуманитарного метода познания.
3. Историческое развитие герменевтики как метода познания.
4. Современная герменевтика.
5. Структурализм.Идеи Соссюра и Леви-Стросса.
6. Постструктурализм.
Литература
1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
3. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: КНОРУС, 2008.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ