Лекция 4. Научное познание и его формы
План
1. Проблема классификации научного знания.
2. Исторические варианты классификации наук.
3. Современные представления о классификации наук.
4. Проблема уровней научного познания: эмпирический и теоретический уровни.
Литература
1. Степин В.С. История и философия науки. – М.: Академический Проект, 2011. – Глава 2.
2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. – Введение, Глава 1.
3. Микешина Л. А. Философия науки. Современная эпистемология. Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта. – 2005. Введение.
4. Лешкевич Т. Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: Инфра-М. – 2008. Глава 1.
5. Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки. – М.: Библионика, 2006. – Раздел 2.
Лекция 5. Философские основы методологии научного исследования
План
1. Философские методы и их многообразие.
2. Диалектика как один из важнейших элементов философской методологии.
|
|
3. Механизм и формы реализации философской методологии в познании.
4. Философские основания науки как один из важнейших элементов оснований науки наряду с научной картиной мира и идеалами и нормами научного исследования.
Литература
1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
3. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: КНОРУС, 2008.
Лекция 6. Развитие методологических идей в истории философии и истории науки
План
1. Методологические идеи античных мыслителей.
2. Формирование научной методологии в Новое время.
3. Методология И. Канта.
4. Методологическая концепция диалектико-материалистической философии.
5. Феноменология Эдмунда Гуссерля.
Литература
1. Алтухов В. Смена традиции и формирование новой методологии // Общественные науки и современность. – 1993. - № 1. – С. 88-99.
2. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический проспект, 2004.
3. Лешкевич Т.Г. Постнеклассическая методология: эволюция парадигмы фундаментальной философии // Научная мысль Кавказа. – 1996. - № 3.
4. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551 с. – С. 57-65, 469-493.
Лекция 7. Логика процесса научного исследования
План
1. Логика как основа научного исследования.
|
|
2. Система логико-методологических средств научного познания.
3. Общелогические методы познания.
4. Применение логических методов на различных ровнях исследования.
Литература
1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009.
2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002.