Тема 1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИИ.
Вопросы для самоподготовки:
1. Формы познания. Значение и пределы рационального познания. Определение науки.
2. Виды наук. Своеобразие общественных (гуманитарных) наук.
3. Юриспруденция как наука.
4. Понятие метода и методологии. Особенности социогуманитарного познания.
5. Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки.
6. Причины зарождения неклассической и постнеклассической методологии. Ее значение для юридической науки.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе;
4) Подготовка к контрольной работе.
5) Подготовка к тестированию
6) Подготовка к интерактивному заданию урок-диалог на тему «Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки»
Основная литература: 1, 2, 4, 6
Дополнительная литература: 18, 29,37.
Тема 2. ТРАДИЦОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ
Вопросы для самоподготовки:
|
|
1. Истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем.
2. Способы институционализации права – нормативный и организационный.
3. Проблема соотношения нормативного и индивидуального в праве и исторические способы ее разрешения – казуистический, прецедентный, нормативный, доктринальный.
4. Особенности традиционных представлений о праве.
5. Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве.
6. Особенности представлений о праве в китайской, индусской, мусульманской правовых системах.
7. Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Выполнение творческих заданий;
3) Написание эссе
5) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: коллективное
обсуждение докладов с использованием методики «Сократический диалог»
6) Подготовка к контрольной работе.
Основная литература: 1, 2, 4, 6
Дополнительная литература: 14, 17,36.
Тема 3. ИСТОРИЯ РИМСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Вопросы для самоподготовки:
1. Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции.
2. Периодизация истории римской юриспруденции.
3. Древнеримское право. Формы юридической деятельности.
4. Предклассическое римское право и возникновение юриспруденции.
5. Классическая римское право. Направления римской юриспруденции. Персоналии.
6. Система преподавания римского права.
|
|
7. Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля - «Наука или искусство?»
8. Общее представление о праве. Трактовка римскими юристами естественного права.
9. Постклассическое римское право. Свод римского гражданского права императора Юстиниана.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Подготовка к контрольной работе;
3) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: Дебаты
«Общее представление о праве. Трактовка римскими юристами естественного права»;
6) Подготовка к контрольной работе.
Основная литература: 1, 2, 4, 6.
Дополнительная литература: 15, 16,22, 24, 25, 36.
Тема 4. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права.
2. Римское право в Византии.
3. Римское право в Средневековье: местное население, римского католическая церковь, университеты.
3. Преподавание права в Средние века.
4. Возникновение и деятельность школ глоссаторов и постголоссаторов, стиль
и методология их деятельности.
5. Изучение римского права в Эпоху Возрождения. Рецепция римского в Германии.
6. Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Написание эссе;
3) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме:
Проект-презентация «Рецепция римского в Германии»;
4) Подготовка к контрольной работе.
Основная литература: 1, 2, 4, 6
Дополнительная литература: 15 16,22, 24, 25, 36.
Тема 5НОВОЕРОПЕЙСКОЕ ПРАВО И ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Вопросы для самоподготовки:
1. Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки.
2. Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии.
3. Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права.
4. Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана.
5. Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко.
6. Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический.
7. Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т,Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.).
8. Отражение принципов естественного права в законодательных текстах.
9. Принципы и методология исторической школы права.
10. Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма.
11. Нормативистская концепция права в ХХ в. (Г.Кельзен).
12. Возникновение социологического направления в юриспруденции и критика юридического позитивизма (Л.Гумплович, Р.Йеринг и др.)
13. Отдельные направления социологической юриспруденции в ХХ в. (Е. Эрлих, Р.Паунд и др.). Теория возрожденного естественного права.
14. Нетрадиционные подходы к трактовке права – юридическая герменевтика, феноменологическая, психологическая, экзистенциалистская и иные теории права.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Подготовка к контрольной работе;
3) Подготовка к занятию, проводимому в интерактивной форме: подготовка эссе с коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократического диалога».
Основная литература: 1, 2, 4, 6
Дополнительная литература: 14, 17, 36.
Тема 6. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Вопросы для самоподготовки:
1. Исторические условия возникновения, особенности и сквозные проблемы русской правовой науки.
2. Цивилизационный облик России и её ценностно-нормативная парадигма бытия и развития.
|
|
3. Причины отсутствия собственной (автохтонной) российской правовой науки.
4. Достижения, недостатки и пределы методологической установки заимствования западноевропейского правового опыта.
5. Периодизация истории российской юридической науки.
6. Древнерусская правовая культура. Содержания концепта «Правда» в русском мировоззрении. Рецепция византийского права – Кормчая книга.
7.Общая характеристика содержания и методики составления основных памятников русского права, и их оценка.
8. Реформы Петра 1 и возникновения российской юридической науки. Метод компиляции. Общая характеристика и оценка трудов первых российских юристов – С.Е.Десницкий, В.Т. Золотникий, А.П. Куницын и др.
9. Историческая школа права в России – К.А.Неволин.
10. Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм (Г.Ф.Шершеневич), социологическое направление (Н.М.Коркунов, С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский), антропологическое (Л.Петражицкий), возрожденного естественногого права (Новгородцев П.И), феноменологическая теория права (Н.Н.Алексеев).
11. Советская юридическая наука.. Марксистское определение права: дискуссии 20-х – начала 30-х гг. - теории Д.И. Курского, П.И.Стучки, Е.Б. Пашуканиса, М.А.Рейснера и др.
12. Совещание по вопросам науки сов-го гос-ва и права 1938 г. и определение права А.Я.Вышинского. Идеологизированность юриспруденции.
13. Достижения аналитических и исторических правовых исследований.
14. Возобновление дискуссии о сущности права, его системе и т.п. в 50-60 х гг. Нормативизм и «широкая» трактовка права.
15. Идеологизированность правовых исследований и правотворческой практики в годы перестройки и в 90-х годах. Сохранение в рамках новой идеологии компилятивной методологической установки.
16. Современное состояние российской юридической науки и перспективы её развития.
Задания:
1) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя;
2) Подготовка к интерактивному заданию урок-диалог на тему «Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм (Г.Ф.Шершеневич), социологическое направление (Н.М.Коркунов, С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский), антропологическое (Л.Петражицкий), возрожденного естественногого права (Новгородцев П.И), феноменологическая теория права (Н.Н.Алексеев)»;
|
|
4) Выполнение творческих заданий;
5) Подготовка к контрольной работе.
Основные нормативные правовые акты: 1-3.
Основная литература: 1, 2, 4, 6.
Дополнительная литература: 10, 14, 17-19, 23, 26-28, 36.
.