УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплины Профессиональная этика
Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая (обязательная) часть»
Направление подготовки
030900.62 – Юриспруденция
Профиль подготовки
«государственно-правовой, уголовно-правовой, гражданско-правовой»
Разработчики (составители) УМК
К. филос. н., доцент Фаткуллина А.Я. _______________________
к. филос. н., доцент Хасанова Л.Р. _______________________
«__» __________ 2011 г.
Уфа 2012
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. | Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы | |
2. | Цели освоения учебной дисциплины | |
3. | Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | |
4. | Рабочая программа | |
5. | Образовательные технологии | |
6. | Учебно-методическое и информационное обеспечение | |
7. | Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
8. | Методические рекомендации для преподавателя | |
9. | Методические указания для студентов | |
10. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | |
11. | Контрольно-оценочные материалы | |
План-рейтинг |
Место дисциплины «Профессиональная этика» в структуре ООП бакалавриата.
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая (обязательная) часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе, а также дисциплины «Русский язык и культура речи», «Права человека и правозащитная деятельность».
Цели освоения дисциплины «Профессиональная этика»
Целью изучения дисциплины «Профессиональная этика» является получение обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для формирования у них чувства профессионального и гражданского долга, чести, высокого нравственного сознания, ответственного отношения к своим будущим профессиональным обязанностям, в частности, высокой ответственности за точное соблюдение законности, гуманного, нравственного отношения к коллегам, а также к группам людей, чьи интересы затрагиваются при выполнении юристом служебных обязанностей.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: - основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;
- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
- сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;
- понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции.
Уметь: - оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Владеть: - навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;
- навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464
а) общекультурные компетенции (ОК):
-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
-способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
б) профессиональные компетенции (ПК):
в экспертно-консультационной деятельности:
-способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Профессиональная этика для очной формы обучения
Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.филос.н. Хасанова Л.Р К.филос.н. Фаткуллина А.Я. Практические занятия: к.филос.н. Хасанова Л.Р К.филос.н. Фаткуллина А.Я. | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2 Учебных часов - 72 лекций - 14 практических занятий (в т.ч. в интерактивных формах) – 20 (8) самостоятельная работа студентов - 36 КСР – 2 |
Раздел дисциплины, темы | Семестр | Форма изучения материалов и кол-во часов | Интерактивные методы обучения | Меж-предметные связи | Инновационные методы в обучении | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
ЛК | ПЗ | КСР | СРС | |||||||
1.. | Модуль 1. Этика как практическая философия | Текущий контроль: 1.Опрос 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. 3. Проверка конспектов. Рубежный контроль – письменная контрольная работа | ||||||||
2. | Тема 1. Этика как философская наука о морали и нравственности. Понятие морали. Содержание и особенности моральной регуляции | Текущий контроль: 1. Опрос. 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. 3. Проверка конспектов. | ||||||||
3. | Тема 2. Основные этические категории. | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. 3 Проверка конспектов. | ||||||||
4. | Тема 3. Высшие моральные ценности | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. | ||||||||
5. | Модуль 2. Юридическая этика-вид профессиональной этики | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. 3. Проверка конспектов. | ||||||||
6. | Тема 4. Виды и содержание юридической этики. Профессиональная деформация как антипод юридической этики. | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. 3. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. | ||||||||
7. | Тема 5. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. 3. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. | ||||||||
8. | Тема 6. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания и этика предварительного следствия | Текущий контроль: 1. Опрос. 2. Проверка конспектов. | ||||||||
9. | Тема 7. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. 3. Проверка конспектов. | ||||||||
10. | Модуль 3. Нравственные требования к сотрудникам правоохранительных и судебных органов | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. 3. Проверка конспектов. | ||||||||
11. | Тема 8. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора. Этические кодексы. | 1.Опрос. 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. 3. Проверка конспектов. | ||||||||
12. | Тема 9. Служебный этикет сотрудников правоохранительных органов. Судебный этикет. | 1.Опрос. 2. Проверка материалов, подготовленных к интерактивному занятию. 3. Проверка конспектов. | ||||||||
13. | Итого |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Профессиональная этика для заочной формы обучения
Рабочую программу осуществляют: Лекции: К.филос.н. Фаткуллина А.Я. Практические занятия: к.филос.н. Хасанова Л.Р К.филос.н. Фаткуллина А.Я. | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2 Учебных часов - 72 лекций - 4 практических занятий – 4 самостоятельная работа студентов - 64 |
Раздел дисциплины, темы | Семестр | Форма изучения материалов и кол-во часов | Интерактивные методы обучения | Меж-предметные связи | Инновационные методы в обучении | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
ЛК | ПЗ | КСР | СРС | |||||||
14. 1.. | Модуль 1. Этика как практическая философия | - | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. | |||||||
1. | Тема 1. Этика как философская наука о морали и нравственности. Понятие морали. Содержание и особенности моральной регуляции | Текущий контроль: 1. Опрос. 2. Проверка конспектов. | ||||||||
2. | Тема 2. Основные этические категории. | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. | ||||||||
3. | Тема 3. Высшие моральные ценности | |||||||||
4. | Модуль 2. Юридическая этика-вид профессиональной этики | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. | ||||||||
5. | Тема 4. Виды и содержание юридической этики. Профессиональная деформация как антипод юридической этики. | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. | ||||||||
6. | Тема 5. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности | |||||||||
7. | Тема 6. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания и этика предварительного следствия | |||||||||
8. | Тема 7. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений. | |||||||||
9. | Модуль 3. Нравственные требования к сотрудникам правоохранительных и судебных органов | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. | ||||||||
10. | Тема 8. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора. Этические кодексы. | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. | ||||||||
11. | Тема 9. Служебный этикет сотрудников правоохранительных органов. Судебный этикет. | |||||||||
12. | Итого |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Профессиональная этика
для заочной формы обучения (на базе высшего образования)
Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.филос.н. Хасанова Л.Р К.филос.н. Фаткуллина А.Я. Практические занятия: к.филос.н. Хасанова Л.Р К.филос.н. Фаткуллина А.Я. | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2 Учебных часов - 72 лекций - 4 практических занятий– 2 самостоятельная работа студентов - 62 |
Раздел дисциплины, темы | Семестр | Форма изучения материалов и кол-во часов | Интерактивные методы обучения | Меж-предметные связи | Инновационные методы в обучении | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
ЛК | ПЗ | КСР | СРС | |||||||
15. 1.. | Модуль 1. Этика как практическая философия | - | ||||||||
13. | Тема 1. Этика как философская наука о морали и нравственности. Понятие морали. Содержание и особенности моральной регуляции | |||||||||
1. | Тема 2. Основные этические категории. | |||||||||
2. | Тема 3. Высшие моральные ценности | |||||||||
3. | Модуль 2. Юридическая этика-вид профессиональной этики | - | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. | |||||||
4. | Тема 4. Виды и содержание юридической этики. Профессиональная деформация как антипод юридической этики. | |||||||||
5. | Тема 5. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности | |||||||||
6. | Тема 6. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания и этика предварительного следствия | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. | ||||||||
7. | Тема 7. Нравственные начала осуществления правосудия. Этика судебных прений. | Текущий контроль: 1.Опрос. 2. Проверка конспектов. | ||||||||
8. | Модуль 3. Нравственные требования к сотрудникам правоохранительных и судебных органов | - | ||||||||
9. | Тема 8. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора. Этические кодексы. | |||||||||
10. | Тема 9. Служебный этикет сотрудников правоохранительных органов. Судебный этикет. | |||||||||
11. | Итого |
5. Образовательные технологии
Основные формы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
При проведении занятий предусматривается использование активных и интерактивных форм занятий (тренинг, мозговой штурм, диспут, деловая игра) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 38 % аудиторных занятий.