УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплины
История и методология юридической науки
М.2 Профессиональный цикл. Базовая (обязательная) часть.
Направление подготовки
030900.68 – Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника
магистр
Профиль подготовки
«Гражданское право, семейное право, международное частное право»
Разработчик УМК
К.ю.н., доцент Фирсова Н.В.___________________ «_____» ________________ 2013 г.
Уфа
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. | Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы | |
2. | Цели освоения учебной дисциплины | |
3. | Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | |
4. | Рабочая программа | |
5. | Образовательные технологии | |
6. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
7. | Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
8. | Методические рекомендации для преподавателя | |
9. | Методические указания для студентов | |
10. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | |
11. | Контрольно-оценочные материалы |
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ
|
|
Данная учебная дисциплина входит в раздел «М.2 Профессиональный цикл Базовая (обязательная) часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. №1763.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра юриспруденции. Изучение истории и методологии юридической науки должно осуществляться во взаимосвязи с иными дисциплинами магистерской подготовки, особенно с такими, как «Философия права», «история политических и правовых учений».
Данная дисциплина предваряет освоение дисциплин ООП подготовки магистра: «Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия», «Корпоративное право», «Коммерческое право».
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование у обучающихся знаний о юридической науке, ее природе, социальной роли, истории возникновения, основных этапах и закономерностях развития; приобретение навыков и умений анализа современной юридической науки, полемических рассуждений и убедительной аргументации собственной позиции, необходимых для формирования комплексного подхода к исследованию правовых явлений, развития высокой общей научной и правовой культуры, абстрактного, аналитического мышления в профессиональной и научной деятельности юриста.
|
|
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,
ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Общекультурные компетенции (ОК):
осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3).
Профессиональные компетенции (ПК):
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине История и методология юридической науки
на А семестр
Рабочую программу осуществляют: Лекции:д.ю.н, профессор Тужилова-Орданская Е.М. Практические занятия: к.ю.н., доцент Фирсова Н.В. | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 4 Учебных часов: лекций - 6 практических занятий (в т.ч. в интерактивных формах) – 32 (12) самостоятельная работа студентов - 75 КСР – 4 |
Раздел дисциплины, темы | Семестр | Форма изучения материалов и кол-во часов | Интерактивные методы обучения | Меж-предметные связи | Инновационные методы в обучении | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
ЛК | ПЗ | КСР | СРС | |||||||
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ | Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка эссе с интерактивным коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократический диалог» 4) проверка заданий 5) тестирование 6) проверка эссе 7) проверка подготовленности к интерактивным занятиям Контроль самостоятельной работы обучающихся: проверка конспектов научной литературы Форма промежуточной аттестации - экзамен | |||||||||
1. | Тема 1. Понятие юридической науки | - | Урок-диалог на тему «Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки» | Философия науки. Теория государства и права | Использование электронной библиотеки | Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий 4) тестирование 5) проверка эссе 6) проверка подготовленности к интерактивному заданию урок-диалог на тему «Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки» | ||||
2. | Тема 2. Традиционные представления о праве. | - | Организация коллективного обсуждения докладов по эссе с использованием методики «Сократического диалога» | Философия науки. Теория государства и права | Использование ресурсов электронных библиотек | Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий по конспектированию научной литературы 4) проверка эссе с интерактивным коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократического диалога» | ||||
3. | Тема 3. История римской юриспруденции | - | Дебаты «Общее представление о праве. Трактовка римскими юристами естественного права» | Римское право. Философия науки. Теория государства и права | Использование ресурсов электронных библиотек | Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий по конспектированию научной литературы 4) проверка подготовленности к интерактивному занятию дебаты «Общее представление о праве. Трактовка римскими юристами естественного права» | ||||
4. | Тема 4. Рецепция римского права. | Проведение Проекта-презентации «Рецепция римского права в Германии» | Римское право. Философия науки. Теория государства и права | Использование ресурсов электронных библиотек | Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка подготовленности к интерактивному занятию, проводимого в форме презентации на тему «Рецепция римского права в Германии» 4) проверка эссе Контроль самостоятельной работы обучающихся: проверка конспектов научной литературы | |||||
5. | Тема 5. Новоевропейское право и возникновение новой юридической науки | - | Организация коллективного обсуждения докладов по эссе с использованием методики «Сократического диалога» | Философия науки. Теория государства и права. История отечественного государства и права. | Использование ресурсов электронных библиотек | Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий по конспектированию научной литературы 4) проверка эссе с интерактивным коллективным обсуждением докладов с использованием методики «Сократического диалога» | ||||
6. | Тема 6. История российской юридической науки | Урок-диалог «Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм (Г.Ф.Шершеневич), социологическое направление (Н.М.Коркунов, С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский), антропологическое (Л.Петражицкий), возрожденного естественногого права (Новгородцев П.И), феноменологическая теория права (Н.Н.Алексеев)» | Философия науки. Теория государства и права. История отечественного государства и права. | Использование справочно-правовых систем | Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка творческих заданий 4) проверка подготовленности к интерактивному заданию урок-диалог на тему«Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм (Г.Ф.Шершеневич), социологическое направление (Н.М.Коркунов, С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский), антропологическое (Л.Петражицкий), возрожденного естественногого права (Новгородцев П.И), феноменологическая теория права (Н.Н.Алексеев)» Контроль самостоятельной работы обучающихся: проверка конспектов научной литературы | |||||
ЧАСТЬ II. Методология юридической науки | Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка эссе 4) проверка заданий 5) тестирование 6) проверка подготовленности к интерактивным занятиям Контроль самостоятельной работы обучающихся: проверка конспектов научной литературы | |||||||||
7. | Тема 7 Понятие, структура и принципы методологии юридической науки | - | Брейн-ринг «Проблема классификации методов» | Философия науки. Теория государства и права. | Использование ресурсов электронных библиотек | Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий 4) проверка эссе 5) проверка заданий по конспектированию научной литературы. 6) проверка подготовленности к интерактивному занятию брейн-ринг «Проблема классификации методов» | ||||
8. | Тема 8. Общенаучные и частнонаучные методы познания права. | - | Коллективная (в группах по 3-4 человека) подготовка анкет для опроса, изучения материалов правоприменительной и законотворческой практики, с их коллективным и индивидуальным рецензированием и обобщением | Теория государства и права. История политических и правовых учений. | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий 4) проверка подготовленности к интерактивному занятию - «Коллективная (в группах по 3-4 человека) подготовка анкет для опроса, изучения материалов правоприменительной и законотворческой практики, с их коллективным и индивидуальным рецензированием и обобщением» Контроль самостоятельной работы обучающихся: проверка конспектов научной литературы | ||||
9. | Тема 9. Методология юриспруденции как самостоятельный объект юридического познания | Дебаты по заранее подготовленным проектам моделирования научного обеспечения законотворческой и правоприменительной деятельности. | Теория государства и права. История политических и правовых учений. | Использование справочно-правовых систем | Текущий контроль: 1) опрос 2) контрольная работа 3) проверка заданий 4) тестирование 5) проверка проектов моделирования научного обеспечения законотворческой и правоприменительной деятельности посредством интерактивного коллективного обсуждения Контроль самостоятельной работы обучающихся: проверка конспектов научной литературы | |||||
10. | Итого |
|
|
|
|