После прихода большевиков к власти в октябре 1917 г. марксизм был провозглашен государственной доктриной и единственно научной теорией в стране. Перед большевиками в этот период стояли следующие задачи: пропаганда марксизма, борьба с буржуазной идеологией, создание марксистской исторической науки.
Кроме того, необходимо было подготовить марксистские научные и преподавательские кадры, создать новую интеллигенцию из числарабочих и крестьян. Поэтому была проведена реформа высший школы: были отменены вступительные экзамены, плата за обучение, упразднены ученые степени как условия для занятия кафедры. Руководящие органы вузов ставились под контроль пролетарского студенчества. Но так как у рабочих и крестьян была слабая образовательная подготовка, которая мешала усваивать материал нынешней школы, с 1919 г. в стране была создана система рабочих факультетов (рабфаков) - подготовительных курсов, на которых рабочие и крестьяне получали общеобразовательные знания. Они должны были помочь им воспринимать материал высшей школы. Увеличить число рабочих в вузах должна была политика пролетаризации студенчества, которая проводилась в стране в 1920-е гг. Правда, окончить вузы многие из них так и не смогли и покидали их в процессе обучения.
Кроме того, необходимо было изменить содержание образовании, подготовить специалистов, имеющих марксистское мировоззрение. Поэтому большое внимание уделялось пропаганде и развитию марксистско-ленинской теории. В рамках этой задачи стояла и задача разоблачения буржуазной науки, культуры, идеологи. Изменилась тематика исследований. Стали изучаться вопросы классовой борьбы, экономического развития, современной политики.
В 1920-е гг. предметом преподавания в средней школе становится обществоведение, вытеснившее историю. Во многом это стало реакцией на старую систему гуманитарного образования, при которой в школах изучалась преимущественно история государства и лиц, им управляющих, а не жизнь народа. Обществоведение было ориентировано на изучение современной борьбы, давало знания по экономике, праву, истории и, конечно же, марксизму.
В 1920-е гг. изменились и методы преподавания. Основной формой обучения была работа в семинарах. Студенты самостоятельно разрабатывали какой-либо вопрос и принимали участие в обсуждении докладов. Лекционных курсов практически не было. Систематические курсы по предметам соответственно не читались. Считалось, что в условиях дефицита преподавателей-коммунистов лучше партийная молодежь будет самостоятельно разрабатывать те или иные вопросы, чем поручать чтение лекций беспартийной профессуре. Как говорил М.Н. Покровский, лучше «простенький лектор-коммунист», нежели буржуазный профессор «с учеными словами на языке и с кашей в голове». Предпочтение, отдаваемое семинарам, было связано и с отсутствием у большинства студентов навыков самостоятельной работы. Поэтому целью семинаров было научить их самостоятельно работать.
В дореволюционной России подготовка кадров историков велась главным образом на историко-филологических факультетах университетов. Именно они (наряду с Академией наук) являлись основными центрами старой немарксистской науки. Поэтому после революции была поставлена цель превратить высшую школу в центры формирования новой интеллигенции (прежде всего, из числа рабочих и крестьян). В 1919 г. по решению Наркомата просвещения в Московском и Петроградском университетах (а затем и в других) вместо историко-филологических и юридических факультетов стали создаваться факультеты общественных наук (ФОНы) с экономическим, юридическо-политическим, историческим отделениями. Основной формой обучения на них были семинарские занятия, а не лекции. Постоянно реорганизовываясь, ФОНы просуществовали в МГУ и ЛГУ до 1925 г. Затем они были преобразованы в факультеты советского права и этнологический в Московском и в факультет языкознания и материальной культуры в Ленинградском университетах.
В марте 1921 г. был принят декрет «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР». В соответствии с этим декретом в учебные планы вузов включались такие курсы, как развитие общественных форм, исторический материализм, история пролетарской революции, политический строй РСФСР, план электрификации. Этот минимум по общественным наукам являлся обязательным для всей высшей школы независимо от профиля и специализации. На факультетах общественных наук предметы, входившие в минимум, изучались в расширенном объеме. Введение общего научного минимума помогало формировать у студентов «правильный марксистско-ленинский подход», усваивать марксистскую теорию.
Из новых образовательных учреждений, созданных после 1917 г., можно выделить, прежде всего, коммунистические университеты, готовившие партийных и советских работников и преподавателей совпартшкол. Первый из них - Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова - был организован в 1919 г. в Москве. В 1921-1923 гг. коммунистические университеты были созданы еще в девяти городах. Например, в Петрограде был создан Коммунистический университет имени Г.Е. Зиновьева.
Одной из важных задач, стоящих перед большевиками в этот период в области исторической науки, было создание новых марксистских научно-исторических учреждений. Поэтому уже в годы Гражданской войны в стране параллельно с уже существующими старыми немарксистскими центрами создавались и новые - марксистские.
Первым крупным марксистским научным центром стала Социалистическая академия общественных наук, которая была учреждена декретом ВЦИК 25 июня 1918 г. и открыта в 1 октября того же года. В 1919 г. она была переименована в Социалистическую академию и, наконец, в 1924 г. - в Коммунистическую академию. Она была создана в противовес Академии наук, в которой в то время не было марксистов, и являлась главным научным центром в стране.
Коммунистическая академия была организована как «высший научно-исследовательский институт марксистской мысли в стране для борьбы с буржуазной идеологией, для научной пропаганды марксизма и подготовки марксистских кадров по общественным наукам». Возглавлял Комакадемию известный историк-большевик М.Н. Покровский. Среди ее действительных членов, член- корреспондентов и профессоров были:В.Д. Бонч-Бруевич, Н.К. Крупская, А.В.Луначарский, И.И. Скворцов-Степанов, В.П. Волгин, Н М. Лукин, В.П. Милютин, Ф.А. Ротштейн, Л.Н. Крицман и другие видные ученые-марксисты и деятели партии.
До 1919 г. Комакадемия была преимущественно учебно-просветительским учреждением и, помимо научной работы, занималась организацией и проведением лекций, диспутов. С 1922 г. в Коммунистической академии систематически проводились научные доклады, сообщения, издавался научный орган - «Вестник Социалистической Академии» (с 1924 г. - «Вестник Коммунистической Академии»). Помимо научной работы, Комакадемия занималась и подготовкой марксистских кадров по общественным наукам.
Одной из приоритетных тем после 1917 г. стала история рабочего и революционного движений. Для этого и была создана Комиссия по истории Октябрьской революции и истории Коммунистической партии (Истпарт). Она была учреждена Постановлением Совета народных комиссаров 21 сентября 1920 г. при Наркомате просвещения. Комиссия должна была заниматься сбором, обработкой и изданием материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции. В первые годы в составе Комиссии работали: В.В. Адоратский, Н.Н. Батурин, А С. Бубнов, В.А. Быстрянский, В.И. Невский, С.А. Пионтковский, М.Н. Покровский и Д.Б Рязанов. Помимо них в состав Истпарта в разное время входили: О.А. Варенцова, П.Н. Лепешинский, М.Н. Лядов, М.А. Савельев, С.И. Канатчиков. Возглавлял Истпарт в 1920-е гг. М.С. Ольминский.
Ольминский Михаил Степанович (1863-1933). Настоящая фамилия Александров. Родился в Воронеже в дворянской семье. В 1883-1884 гг. учился в Петербургском университете на юридическом факультете. В 1884 г. был арестован и исключен из университета. Активный участник российского революционного движения: с 1883 г. - народоволец, с 1898 г. - социал-демократ. Подвергался арестам и ссылкам. В 1904 г. примкнул к большевикам. Член редколлегии газет «Вперед», «Пролетарий», «Звезда», «Правда», «Социал- демократ». С 1918 г. - член Социалистической (Коммунистической) Академии. С декабря 1920 г. был Председателем Истпарта, с 1924 г. по 1928 г. - Председатель Совета Истпарта. Основатель и редактор журнала «Пролетарская революция». С 1928 г. - член дирекции Института В.И. Ленина. В 1922-1933 гг. - председатель Общества старых большевиков. Автор публицистических, литературно-критических, исторических произведений и воспоминаний. Как литературный критик особое внимание уделял творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, пропагандировал литературное наследие А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Н.Г. Чернышевского и др. С 1932 г. - главный редактор и председатель редакционной комиссии по изданию сочинений М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Основные труды: Группа народовольцев // «Былое». - 1906. №11; Государство, бюрократизм и абсолютизм в истории России. - СПб., 1910 (2-е изд. - 1925); Борьба за партию после II съезда РСДРП. - М., 1933; В тюрьме (1896- 1898).-М., 1956.
С 1 декабря 1921 г. Истпарт перешел в ведение ЦК РКП(б) на правах его отдела. Истпарт сыграл большую роль в сборе документального материала и разработке проблем истории коммунистической партии, рабочего и революционного движения, Октябрьской революции, систематизации собранных материалов и их публикации.
В 1920 г. Истпарт обратился с призывом приступить к изучению истории революции: создавать местные архивы революции, готовить для печати документы, воспоминания, составлять монографии. В 1920-1923 гг. была создана широкая сеть истпартов по всей стране. Местные бюро истпартов должны были собирать и хранить материалы по истории революционного движения и коммунистической партии в своем районе, обрабатывать их и публиковать.
Истпарт занимался сбором рукописных и печатных материалов как в советской стране, так и за границей. Были найдены и доставлены в Москву материалы из заграничных архивов и библиотек: из Женевы, Лондона, Штутгарта.
Истпарт развернул широкую издательскую деятельность. В октябре 1921 г. в Москве вышел первый номер журнала «Пролетарская революция», который стал органом Истпарта, где публиковались собранные материалы, воспоминания, статьи. Большую ценность представляли подготовленные сотрудниками Истпарта переиздания нелегальных большевистских газет («Искра», «Вперед», «Пролетарий», «Правда»), издания протоколов и резолюций партийных съездов и конференций. Истпарт опубликовал большое количество воспоминаний участников рабочего, революционного движения, Гражданской войны. Сотрудники Истпарта собирали их как путем организации вечеров воспоминаний, так и через разработанные анкеты, в которых нужно было ответить на предложенные вопросы. Помимо этого, Истпарт подготовил и выпустил в свет ряд работ как популярного, так и исследовательского характера, хрестоматии, хроники революции. До организации Института В.И. Ленина Истпарт занимался сбором и публикацией ленинских работ.
Помимо издательской деятельности, сотрудники Истпарта занимались организацией выставок, музеев революции. Выставочномузейная работа получила широкое развитие. Во многих городах местными истпартами были созданы музеи революции, выставки по истории ВКП(б), ленинские уголки. В 1924 г. из выставок Истпарта в Москве был образован Музей революции СССР.
Близкой к Истпарту по характеру и формам работы была Комиссия по истории профессионального движения в России (Ист- проф), созданная при ВЦСПС в 1920 г. Она занималась историей рабочего класса.
В декабре 1920 г. на базе Социалистической академии был создан первый в мире музей по марксизму. 11 января 1921 г. музей был назван Институтом К. Маркса и Ф. Энгельса (ИМЭ) и определен как автономное учреждение при Социалистической академии. В июле 1922 г. решением Президиума ВЦИК Институт был выделен из состава Соцакадемии в самостоятельное научное учреждение при ВЦИК, позднее при ЦИК СССР. Перед ним стояли задачи сбора документов и материалов по истории марксизма, а также произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Первым руководителем Института К. Маркса и Ф. Энгельса был известный ученый марксист Д.Б. Рязанов. Активную роль в организации Института сыграли В.В. Адоратский, В.А. Быстрянский, Ф.А. Ротштейн, И.И. Скворцов-Степанов. В результате проделанной работы была собрана огромная библиотека по марксизму, утопическому социализму, рабочему и социалистическому движению.
Рязанов Давид Борисович (1870-1938). Настоящая фамилия Гольдендах. Родился в Одессе в семье купца. Учился в гимназии, занимался самообразованием. Профессиональный революционер. Участвовал в народническом движении. С 1889 г. - марксист, социал-демократ. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1900-1905 и 1907-1917 гг. жил в эмиграции, где по поручению немецких социал-демократов вёл работу по изданию сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса (в 1916 г. вышло два тома) и истории 1-го Интернационала. В 1917 г. вступил в партию большевиков. В 1918 г. вышел из партии (после подписания Брестского мира), но в том же году был восстановлен в РКГ1(б). Участвовал в создании Социалистической академии. В 1918-1920 гг. возглавлял Главное управление архивным делом. В 1921-1931 гг. возглавлял Институт К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1929 г. избран академиком Академии наук СССР. В 1931 г. был репрессирован и сослан в Саратов. В 1937 г. вновь арестован и расстрелян. Реабилитирован в 1958 г.
Основные труды: Англо-русские отношения в оценке К. Маркса (Историкокритический этюд). - Пг., 1918; Карл Маркс и русские люди сороковых годов. - Пг., 1918; Международный пролетариат и война. - Пг., 1918; Задачи профсоюзов до и в эпоху диктатуры пролетариата. - М., 1921; Маркс и Энгельс: Лекции, читанные на курсах по марксизму при Социалистической Академии. - М., 1923; Очерки по истории марксизма. - М., 1923 (2-е изд. - Т. 1-2, 1928); Международное товарищество рабочих: Возникновение I Интернационала // Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. - М., 1924, кн. 1; Предисловие // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. - М.; Л., Т. 1. 1928.
В 1920-е гг. сотрудниками Института была проведена большая работа по систематизации, переводу, научной обработке литературного наследия К. Маркса и Ф. Энгельса. Результатом этой работы стало издание в 1928-1946 гг. первого Собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса в 29 томах (и 33 книгах).
В 1920-е гг. также были изданы произведения Л. Фейербаха, К. Каутского, П. Лафарга, Г. Гегеля. В 1923-1927 гг. вышло Собрание сочинений Г.В. Плеханова в 24 томах. Помимо этого, Институт К. Маркса и Ф. Энгельса занимался разработкой вопросов по истории социалистического и рабочего движения на Западе, истории марксизма, революционного движения. Институт издавал журналы: «Архив К. Маркса и Ф. Энгельса» (с 1924 по 1930 г. вышло пять книг), «Летопись марксизма» (с 1926 по 1930 г. опубликовано 13 книг). Всего за первые десять лет работы ИМЭ опубликовал свыше 150 томов.
Летом 1923 г. был учрежден Институт В.И. Ленина, первым директором которого был Л.Б. Каменев. Институт должен был заниматься сбором и публикацией ленинских материалов, стать базой изучения и распространения ленинизма. Собранные Истпартом ленинские документы и материалы были переданы Институту, и в 1926 г. была закончена публикация первого издания Собрания сочинений В.И. Ленина в 20 томах и 26 книгах.
Институт В.И. Ленина вел большую издательскую деятельность: были изданы «Ленинские сборники», воспоминания о В.И. Ленине. В создании и деятельности Института большую роль сыграли И.И. Скворцов-Степанов (стал директором Института с 1926 г.), Н.К. Крупская, С.И. Гусев, А.С. Бубнов, В.В. Адоратский, М.И. Ульянова, Е.М. Ярославский и др.
В 1928 г. Истпарт и Институт В.И. Ленина (как однотипные учреждения) были объединены в одно учреждение - Институт В.И. Ленина при ЦК ВКП(б), который должен был заниматься изучением жизни и деятельности В.И. Ленина, разработкой проблем ленинизма, историей коммунистической партии.
В октябре 1921 г. для подготовки преподавателей по общественным наукам был создан Институт красной профессуры (ИКП). До 1928 г. он находился в ведении Наркомпроса. Первоначально ИКП имел три отделения: экономическое, историческое и философское. Возглавлял Институт М.Н. Покровский. В разное время в Институте преподавали: Ш.М. Дволайцкий, В.П. Волгин, Н.М. Лукин, Л.Н. Крицман, В.В. Адоратский, В.И. Невский, И.И. Рубин, А.М. Деборин, П.И. Лященко, Н.А. Рожков и др.
Срок обучения в ИКП составлял три года. Основной формой обучения в 1920-е гг. была работа в семинарах, где слушатели изучали и обсуждали вопросы экономической теории К. Маркса, истории материализма и диалектики, истории революций, рабочего и крестьянского движений, социально-экономической истории.
В 1920-е гг. в Институте не было систематических курсов, изучались и разрабатывались лишь отдельные темы. Непременным условием зачета доклада была работа с источниками. Это было связано не только с новизной подхода, но и с тем, что многие вопросы освещались впервые. Поэтому Институт красной профессуры стал одновременно учебным и научно-исследовательским центром. Слушатели Института красной профессуры издавали большое количество книг, статей, активно участвовали в научных дискуссиях и конференциях.
Обязательной частью учебного процесса в ИКП была партийная работа (преподавание в партийных школах, агитационно-пропагандистская работа, работа секретарями партийных ячеек коммунистов на предприятиях и т. д.) и педагогическая практика (ведение курсов по своей специальности в вузах и на рабфаках.). Внеинститутская работа была хорошей возможностью показать на практике свою «политическую грамотность», марксистскую подготовку и, кроме того, она была одним из решений проблемы большевистских преподавателей и пропагандистов. Выпускники Института работали в партийных и советских органах, учебных и научных учреждениях, редакциях газет и журналов. Среди выпускников ИКП были известные историки: Н.Н. Ванаг, Э.Б. Генкина, С.М. Дубровский, И.И. Минц, А.М. Панкратова, С.Г. Томсинский, А.Л. Сидоров, Н.Л. Рубинштейн и др.
После революции в Советской России была проведена и реформа архивной системы. В царской России отсутствовала единая архивная система. Характерной чертой архивного дела в России до 1918 г. была ведомственность архивов. Каждый архив существовал независимо от других архивов. С апреля 1918 г. по инициативе Советского правительства началась работа по созданию новой архивной системы.
1 июня 1918 г. был принят декрет Совнаркома «О реорганизации и централизации архивного дела», в соответствии с которым ликвидировалась ведомственная система архивов и создавался Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ), куда поступали все архивы правительственных учреждений. Для руководства архивным фондом было образовано Главное управление архивным делом (Главархив), который являлся отделом Наркомата просвещения. Его возглавил Д.Б. Рязанов, заместителем которого стал известный дореволюционный историк С.Ф. Платонов. В августе 1920 г. Д.Б. Рязанова сменил М.Н. Покровский.
Губернские архивы передавались в ведение местных учреждений Главархива. В 1922 г., когда руководство архивным делом было передано Президиуму ВЦИК, общее руководство архивным делом в стране возлагалось на Центральный архив (Центрархив). С 1922 г. выходил журнал Центрархива «Красный архив», который внес огромный вклад в публикацию исторических документов XIX - начала XX в. Таким образом, в результате реорганизации архивного дела в стране было создано централизованное управление архивами, собраны и приведены в порядок громадные архивные фонды, созданы государственные архивы.
В 1920-е гг. на базе Государственного архивного фонда были созданы новые самостоятельные архивы: Архив Октябрьской революции, Архив Красной армии, Военно-исторический архив, Архив революции и внешней политики и др. В 1929 г. вместо Центрархива был учрежден и новый орган архивного управления в стране - Центральное архивное управление СССР при ЦИК СССР.
В 1920-е гг. начался процесс создания общественных организаций, которые занимались изучением исторических событий, связанных с революционным движением, ссылкой и каторгой. Одним из первых таких обществ было Петроградское научное общество марксистов, которое возникло в конце 1919 г. Основными формами работы общества стали публичные доклады и дискуссии.
Разработкой истории революционного движения в России занимались также Общество старых большевиков и Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Последнее было создано в 1921 г. В него вошли такие известные деятели революционного движения, как В.Н. Фигнер, Л.Г. Дейч, Ф.Э. Дзержинский, Е.М. Ярославский, И.А. Теодорович и др. Общество имело около 50 филиалов по всей стране. Члены общества устраивали лекции, доклады, вечера воспоминаний, собирали и публиковали материалы по жизни и быту каторжан и ссыльнопоселенцев в царское время, издавали литературу по истории революционного движения, в том числе по истории декабристов, Первой русской революции. С 1921 г. Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев издавало журнал «Каторга и ссылка». Общество было ликвидировано в 1935 г.
Общество старых большевиков было создано в 1922 г. В него принимались коммунисты с партийным стажем не менее 18 лет. Членами Общества старых большевиков были:В.И. Ленин,Ф.Э. Дзержинский, М.В. Фрунзе, В.В. Куйбышев, В.В. Адоратский, В.И. Невский, М.С. Ольминский, М.Н. Покровский. Общество вело политико-воспитательную работу и, помимо помощи старым большевикам, занималось сбором и публикацией воспоминаний и других материалов по истории РКП(б) - ВКП(б). Общество издало 11 выпусков альманаха «Старый большевик».
И, наконец, 1 июня 1925 г. в Коммунистической академии состоялось торжественное открытие Общества историков-марксистов. Оно должно было сплотить марксистские кадры для борьбы с немарксистскими направлениями, популяризации исторических знаний и достижений советской марксистской науки. Председателем общества стал М.Н. Покровский. В 1926 г. Общество историков- марксистов насчитывало 40 членов, в 1929 - 345. Члены общества были инициаторами и активными участниками научных дискуссий во второй половине 1920 - начале 1930-х гг. С 1926 г. Общество издавало журнал «Историк-марксист», в котором публиковались работы историков-марксистов, а также документы и материалы по исторической тематике. Журнал сыграл большую роль в утверждении марксистской исторической науки. В конце 1928 - начале 1929 г. в Москве состоялась I Всесоюзная конференция историков- марксистов, продемонстрировавшая рост марксистских научных кадров в стране.