Тема 2. Построение и организация научного исследования в области музейного дела

Основные этапы подготовки и проведения научного исследования. Принципы построения программы научного исследования. Этапы реализации научно-исследовательского проекта.

Подготовительный (формулятивный) этап исследования. Выявление и характеристика проблемной ситуации как начальное звено исследования. Типы проблемных ситуаций и научных гипотез в музейной работе. Комплексность и полифункциональность научно-исследовательской деятельности музея. Специфика целей и задач, предмета и объекта, материала и базы исследования в области музейной деятельности. Выбор методов исследования, характеристика степени научной разработанности проблемы. Направленность научно-исследовательской деятельности музея на изучение музейных предметов и коллекций.

Типы проблемных ситуаций и научных гипотез в исследовании экскурсионной деятельности. Нацеленность научных исследований в области экскурсоведения на проектирование экскурсионных услуг и повышение качества экскурсионного обслуживания

Дескриптивный этап исследования. Использование и уточнение понятийного аппарата музееведения и экскурсоведения в научном исследовании. Выявление качественных и количественных характеристик объекта исследования. Эмпирический этап исследования: сбор эмпирических данных и их описание, группировка и систематизация данных, обработка и интерпретация результатов, способы их представления. Извлечение и накопление научных фактов на основе детального изучения и описания музейных коллекций и памятников. Порядок сбора эмпирического материала в ходе изучения музейной и экскурсионной аудитории.

Проекты разрешения проблемных ситуаций, разработка практических рекомендаций и их обоснование, апробация результатов научно-исследовательской деятельности и оценка их эффективности. Прикладная значимость научно-исследовательской деятельности музея в разработке концепций пополнения музейных фондов, осуществлении и уточнении атрибуции предметов коллекции, обеспечении сохранности, систематизации музейных фондов, экспозиционно-выставочном проектировании, составлении музейно-педагогических программ, внедрении инновационных технологий, определении стратегии деятельности музея. Значение музейной работы в обогащении возможностей превращения научных фактов в факты культуры.

Формы апробации результатов экскурсионных исследований. Прикладная значимость научных исследований в сфере экскурсоведения: разработка новых экскурсионных тем, маршрутов, программ, форм и методов их осуществления, активизация использования экскурсионных ресурсов, расширение состава экскурсионной аудитории и индивидуализация экскурсионного обслуживания, определение базовых параметров оценки качества профессиональной деятельности.

Отражение результатов научно-исследовательской деятельности в музейной и экскурсионной документации. Научное прогнозирование, определение перспектив научных исследований в области музейной и экскурсионной деятельности.

Планирование научно-исследовательской работы. Основные требования к построению плана и отчета о научно-исследовательской деятельности в музейной и экскурсионной работе.

Полифункциональный и междисциплинарный характер научно-исследовательской деятельности в музейном деле и экскурсионной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: