Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Научно-исследовательская работа в профессиональной сфере»

Отличительной особенностью данного курса является освоения слушателями требований, предъявляемых к научному сотруднику музея, включая, структуру и порядок организации научного исследования, технологии применения исследовательских методов, что способствует непосредственной подготовке к выполнению исследовательского проекта в рамках магистерской работы и осуществлению практической профессиональной деятельности по завершении образовательной подготовки. Изучение данного курса содействует осознанию первостепенной важности овладения основами и конкретными технологиями научно-исследовательской работы как условия успешного разрешения актуальных задач по всем направлениям современной музейной деятельности.

Лекционный курс, в ходе которого рассматриваются основные направления научно-исследовательской работы в музее, организация, методы и технологии проведения исследований, дополняется практическими занятиями, нацеленными на выявления наиболее актуальных научных проблем в профессиональной сфере, подробную характеристику и обсуждение условий и порядка применения общенаучных и специальных методов исследования в музейной деятельности. Практические занятия представляют особую значимость в успешном освоении курса, поскольку они направлены на овладение студентами научно-исследовательскими процедурами и технологиями, которые получают активное применение в процессе музеефикации, комплектования и обработки музейных фондов, интерпретации, хранения, консервации и реставрации музейных предметов и памятников, проектирования экспозиционно-выставочной деятельности, организации музейно-педагогической и экскурсионной деятельности. В ходе практических занятий рассматриваются актуальные направления научно-исследовательской работы в современном музейном деле и экскурсоведении, а также технологии применения общенаучных и специальных методов исследования в сфере.Основной целью проведения практических занятий является расширение, обобщение и систематизация знаний об основных направлениях и методах научных исследований, проведение которых является необходимым условием разрешения актуальных задач в сфере профессиональной деятельности магистра в области музеологии.

В ходе практических занятий студенты получают возможность использовать полученные знания основ научно-исследовательской работы и базовые понятия учебного материала в определении наиболее эффективных научных подходов и методов в ходе разрешения проблемных ситуаций, возникающих в деятельности современных российских музеев. На практических занятиях происходит освоение модификаций основных научных методов исследования и технологий их применения в зависимости от вида проблемной ситуации, исследовательских целей и задач, особенностей предмета исследования.

Самостоятельная работа студентов выполняется по заданию и при руководстве преподавателя. Ее целью является углубление и расширение знаний по дисциплине, формирование и дальнейшее развитие на их основе умений и навыков самостоятельного применения общенаучных и специальных методов исследования, способности к их продуктивному использованию в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа проходит под руководством и контролем преподавателя и осуществляется в процессе работы студентов на лекциях, семинарах, практических занятиях.

Неаудиторная самостоятельная работа:

Подготовка к семинарским и практическим занятиям:

- изучение учебной и научной литературы с целью освоения базовых понятий, положений, подходов, технологий и методик, составляющих содержание курса;

- анализ основных типов проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;

- составление программы и плана научного исследования;

- подбор и определение порядка применения научных методов исследования для разрешения проблемных ситуаций по направлениям музейной и экскурсионной работы, связанным с тематикой дипломного проекта;

- подготовка докладов и сообщений соответственно проблематике музейной и экскурсионной работы.

- разработка развёрнутых планов-проектов использования общенаучных методов исследования в профессиональной сфере и методики их поэтапной реализации;

- составление анкет и планов интервью и их апробация в ходе пилотажного опроса;

- составление проектов программы эксперимента;

- сбор и обработка эмпирического материала.

В ходе проведения итогового контроля (зачета) основными критериями для осуществления проверки и оценивания знаний и навыков, приобретённых студентами, являются:

- владение понятиями и терминами науковедения;

- знание технологий применения исследовательских процедур, правила их применения в профессиональной деятельности;

- умение применять полученные знания для осмысления и анализа проблемных ситуаций в практике музейной деятельности;

- соответствие принятых решений при выборе методов научного исследования содержанию и характеру поставленных целей и задач;

- соблюдение правил и требований, предъявляемых к исследователю в ходе применения конкретных исследовательских процедур;

- построение обоснования и аргументации принятых решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: