Цель, задачи и направления второго этапа реформ

Главная цель второго этапа – создание эффективных рыночно-государ-ственных механизмов регулирования, способных обеспечить переход от экспортно-сырьевой к инновационно ориентированной экономике. Для достижения этой цели предстоит одновременно решать два основных блока задач:

Первый блок обусловлен необходимостью завершения начатых структурных и институциональных преобразований. К нему можно отнести:

1) создание эффективных механизмов антимонопольного регулирования и развитие реальной конкуренции;

2) дальнейшая реструктуризация предприятий, в первую очередь, предприятий перерабатывающих отраслей промышленности, с целью повышения их эффективности и конкурентоспособности;

3) завершение налоговой реформы, снижение администативного давления на бизнес в рамках административной реформы;

4) декриминализация сферы государственного и муниципального управления, борьба с коррупцией;

5) реструктуризация банковской системы и изыскание возможностей её капитализации;

6) развитие финансовых рынков и активная работа по формированию инвестиционно привлекательного климата в стране;

7) комплексное реформирование ЖКХ, создание мобильного рынка труда, защита прав трудящихся от произвола работодателей и чиновников;

8) завершение реформирования сферы образования и медицинского обслуживания, пенсионной реформы, укрепление системы социальной защиты населения и др.

Второй блок задач ориентирован на преодоление последствий глобального кризиса и осуществление инновационной модернизации экономики, основанной на ценностях и институтах демократии.

Приоритеты модернизации экономики и технологического развития определены в ежегодном послании президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию (ноябрь 2009 г.). Они продиктованы переориентацией экономической политики на реальные потребности людей и связаны с обеспечением безопасности, улучшением здоровья, более широким доступом к энергии и информации. Таких приоритетных направлений намечено пять.

1. Развитие медицинской техники, медицинских технологий и фармацевтики. Прорыв в этой области важен для насыщения внутреннего рынка доступными лекарствами отечественного производства, обеспечения своевременной профилактики и качественного лечения сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний. Через стимулирование производства и государственные закупки через пять лет доля отечественной продукции на лекарственном рынке должна составить не менее четверти, а к 2020 году – более половины всех препаратов.

2. Повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления энергоресурсов. Будут запущены программы по производству и установке приборов учёта, осуществлен переход к использованию энергосберегающих ламп, модернизированы коммунальные сети, введены системы оплаты услуг, в большей мере учитывающие режим их потребления и уровень доходов семьи. Инновации крайне нужны для снижения потерь от сжигания попутного газа, экономного использования биоресурсов: древесины, торфа, отходов производства.

3. Развитие ядерной энергетики посредством разработки и освоения до 2014 года реакторов нового поколения. Ядерные разработки будут применяться и в других сферах (прежде всего в медицине), а также для производства водородного топлива, в космической отрасли. Россия продолжит активно участвовать в международном проекте использования термоядерного синтеза.

4. Развитие космических технологий и телекоммуникаций путем перехода на широкополосный доступ в Интернет, цифровое телевидение и мобильную связь четвёртого поколения, создания единой службы спасения и помощи при чрезвычайных ситуациях. В настоящее время Россия занимает 63 место в мире по уровню развития инфраструктуры связи. Мириться с этим нельзя. Глобальная информационная инфраструктура позволит гарантировать доступ к современным системам связи из любого региона и, главное, по приемлемым для населения ценам. Новейшие космические технологии предоставляют широкие возможности пользоваться современным навигационным оборудованием, обеспечивают безопасность транспорта и технически сложных объектов, улучшают координацию в работе служб, которые отвечают за предотвращение аварий и чрезвычайных ситуаций, за ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф.

5. Развитие стратегических и информационных технологий. Речь идёт о производстве и широком внедрении суперкомпьютеров, суперкомпьютерных систем, объединённых высокоскоростными каналами передачи данных. С их помощью станет возможным проектирование новейших самолётов и космических аппаратов, автомобилей и ядерных реакторов. Через электронные каналы связи граждане получат прямой доступ к государственным услугам: приём квалификационных экзаменов, выдача водительских удостоверений, постановка на кадастровый учёт объектов недвижимости, получение библиографической информации из государственных фондов и т.д. Электронные технологии должны упростить процедуры оформления документов, помочь гражданам экономить время при их получении, стать инструментом противодействия коррупционным проявлениям.

В обращении президента определены и системные шаги, поддерживающие инновационный прорыв в экономике: 1) оптимизация параметров государственного сектора, в том числе бюджетных расходов, избирательный подход к судьбе госкорпораций (ликвидация, акционирование, приватизация), повышение ответственности за результаты использования бюджетных средств;

2) создание эффективных механизмов поддержки талантливых учёных и изобретателей, активное привлечение зарубежных учёных и менеджеров, имеющих опыт коммерциализации научных разработок, финансовое содействие инновационным предприятиям, в том числе малым, создаваемым при вузах и научных учреждениях (бизнес-инкубаторы), развитие партнерских отношений с зарубежными научными центрами и компаниями, создание в России мощного исследовательского центра, который бы сфокусировал усилия на разработке новых конкурентоспособных на мировом рынке технологий;

3) изменение в законодательстве и в системе государственного управления, которые бы помогли переходу экономики на инновационный вектор развития: комфортный порядок осуществления инвестиций, система надзора и контроля, в том числе сертификации продукции, новый сокращенный порядок согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов (не более 3-4 месяцев);

4) настройка налоговой системы под задачи инновационной модернизации экономики, а также введение законодательства об обязательных страховых взносах. Кризис затруднил принятие решений по снижению налоговой нагрузки, но к ним предстоит вернуться, как только стабилизируется ситуация в экономике. Законы, налоги и стандарты корпоративного управления (поведения) находятся в прямой взаимозависимости.

Следует обратить внимание, что реализация стратегических планов в экономической сфере невозможна без соответствующих перемен в обществе – без развития политической системы и правовых институтов, укрепления внутренней и внешней безопасности, обеспечения социальной стабильности, реформирования системы образования и развития культуры (в широком смысле слова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: