Итоги первого этапа реформ

Как известно, в оценке экономических реформ, начавшихся в нашей стране в 90-е гг., разброс мнений необычайно широк: от полного неприятия курса рыночной трансформации экономики до признания в качестве главного недостатка дефицита политической воли в проведении либеральных реформ. Отсутствует и более менее устоявшаяся периодизация этапов реформирования хозяйственной системы России, без которой трудно дать оценку их результатов.

Взяв за критерий периодизации структурные и инстититуциональные изменения, необходимые для функционирования рыночной экономики, можно выделить два основных этапа:

первый этап -демонтаж административно-командной системы хозяйствования и формирование основ рыночной экономики (1992 - 2002 гг.);

второй этап – завершение рыночной трансформации хозяйственной системы и начало её комплексной структурно-инситуциональной модернизации (2003 – по настоящее время).

Общая оценка первого этапа неоднозначна, поскольку налицо существенное несоответствие первоначальных замыслов инициаторов реформ и фактически достигнутых результатов. Достаточно обратить внимание на основные направления экономической реформы.

1. С начала 1992 г. осуществлена либерализация цен, одновременно произошёл демонтаж планово-распределительной системы, экономика стала открытой, введён свободный курс рубля. В середине 1996 г. Россия присоединилась к ст. 8 Устава МВФ, тем самым формально была введена конвертируемость рубля по текущим операциям. В регионах ещё в течение двух-трех лет пытались регулировать цены на основные предметы потребления, применяя административные рычаги. Механизм рыночного ценообразования был запущен, но при этом сохранились высокие административные барьеры для бизнеса. Созданы антимонопольные законы и органы, но реально эти органы опасались браться за самые острые вопросы - истоки и опасные проявления монополизма, в том числе со стороны властей, участвующих в бизнесе.

Цены взлетели в 20-30 раз, за чертой бедности оказалось не менее 30-35 % населения, стремительно стала расти социальная и региональная дифференциация доходов населения (децильный коэффициент превысил 15 кратный уровень).

2. Приватизация, вначале массовая, была осуществлена в кратчайшие сроки: программа чековой приватизации завершена 1 июля 1994 г. С 1995 г. начался этап денежной приватизации, не такой быстрый и сопряжённый с большим числом громких скандалов, связанных в первую очередь с залоговыми аукционами. Тем не менее, сложился негосударственный сектор экономики, в котором производится 60 % ВВП. Активно развивался процесс перераспределения и закрепления собственности в пользу директората и инсайдеров, изобиловавший многочисленными нарушениями законозательства и острыми конфликтами. Институт стратегического инвестора не сложился, но вместо них возникли, контролируемые олигархами, мощные хозяйственные империи (главным образом, в энерго-сырьевом и финансовом секторах). Произошло сращивание олигархического капитала и коррумпированного чиновничества.

3. Финансовая стабилизация затянулась. Хотя её следовало бы завершить раньше приватизации, в России она проводилась пять лет и в 1998 г. в условиях крушения пирамиды ГКО едва не была сорвана. Хронический характер приобрела инфляция, среднегодовые темны которой устойчиво превышали плановые параметры, закладывавшиеся в бюджет. Даже при заметном падении мировых цен на нефть, цены на бензин на внутреннем рынке не снижались, а то и шли вверх. Антимонопольная политика оказалась слабой и неэффективной, монополии сохраняли позиции в экономике, продолжали диктовать свою волю обществу и государству.

4. Создана бюджетная система, завершился переход на казначейскую систему исполнения бюджета, сформировалась система бюджетного федерализма. С 1992 г. в стране функционирует и постоянно совершенствуется налоговая система. В первой фазе она была нацелена на задачи финансовой стабилизации, позднее (после принятия в 1998 г. Налогового кодекса) началась её переориентация на задачи стимулирования экономического роста. Однако масштабы «теневой» экономики оставались сопоставимыми с легальной. Её доля в ВВП по разным оценкам колебалась от 40 до 50 %. Использование «теневых» схем, направленных на уклонение от уплаты налогов, искусственное банкротство предприятий, перевод ликвидных активов в оффшорные зоны либо «дружеские» фирмы и т.п. прочно укоренились в практике корпоративного управления.

5. Сложилась, хотя и весьма несовершенная, двухуровневая банковская система. Однако кризисы 1994, 1995 и 1998 гг. продемонстрировали слабость банковского регулирования. Позднее политика ЦБ позволила преодолеть многие издержки этапа становления банковской системы и доказать её жизнеспособность. Тем не менее, масштабы кредитования предприятий реального сектора экономики оставались явно недостаточными ввиду сохранения высоких рисков и устойчивого стремления коммерческих банков зарабатывать деньги за счёт спекулятивных операций на финансовых рынках.

6. Практически на пустом месте создана инфраструктура фондового рынка. Этот рынок пока не в состоянии выполнять функции перелива капиталов, необходимые для динамичного развития экономики, носит сугубо спекулятивный характер. Но инфраструктура, в том числе в крупных регионах, есть и она соответствует современным мировым стандартам. Фондовый рынок интегрирован в мировое финансовое пространство, откликается на события, происходящие на основных фондовых площадках мира. Сложилась система подготовки и аттестации специалистов, в которых нуждались банки, биржи, инвестиционные фонды и компании, страховые организации, ПИФы, НПФ и т.д.

7. Структура российской экономики сохранила свой архаический (экспортно сырьевой характер). Страна испытывала постоянный инвестиционный голод ввиду ограниченности внутренних источников накопления капитала, неблагоприятного инвестиционного климата, нелегитимной «утечки» капиталов за рубеж, слабости стимулов в развитии высоко технологичных производств. Общий объём инвестиций к 2000 г. в основной капитал сократился по сравнению с 2000 г. почти в 3,5 раза. При этом после кратковременного всплеска после 1998 г. (105,3% - 1999 г., 117,4% - 2000 г.) рост инвестиций вновь стал замедляться (108,7% – 2001 г., 102,6% - 2002г.). Сокращался и абсолютный прирост инвестиций в основной капитал: в 2001 г. он был более, чем на 40 % меньше величины в 2000 г., а в 2002 г. – составлял лишь треть от 2001 г.). В результате происходило старение технологического оборудования, что приводило к снижению его производительности и снижению качества выпускаемой продукции.

Таблица А. Возрастная характеристика оборудования в народном хозяйстве РФ

Показатели 1990 г. 2000 г.
Средний возраст оборудования, лет 10,8 18,7
Доля оборудования в возрасте до 5 лет, % 29,4 4,7
Доля оборудования в возрасте до 10 лет, % 57,7 15,3

Источник. Экономическая теория / учебник // Под ред. В.Д. Камаева. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2007. – С. 551.

Таким образом, в исключительно сложных экономических, социальных и политических условиях в 1992-2002 гг. был осуществлен минимальный комплекс преобразований, необходимых для создания и развития рыночной экономики. В целом же рыночное реформирование экономики нашей страны считать завершённым нельзя. Сделан минимум – первый этап позволил создать рыночную экономику взамен плановой.

Однако дальнейший прогресс оказался невозможен без устранения сложившейся в эти годы модели олигархического капитализма и перехода к модели частно-государственного социального партнёрства. Мировой экономический кризис, особенно болезненно сказавшийся на России, выявил эту объективную необходимость со всей очевидностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: