Формирование элементной базы инновационной культуры корпорации

Одним из решающих факторов, сдерживающих переход от сырьевой к инновационной экономике, является невысокое качество государственного и корпоративного менеджмента. Корпоративный сектор в его нынешнем состоянии не готов принять на себя основное бремя технико-экономической модернизации страны, равно как и государство в силу громоздкости и высокой подверженности коррупции решить эту задачу самостоятельно также не в состоянии. Выход из этой ситуации видится в формировании инновационной культуры предпринимательства путём объединения усилий государства и бизнеса.

Термин «культура» имеет два смысловых значения. Первое характеризует культуру как духовный продукт цивилизации, итог развития человеческого разума, воплощающийся, в частности, в литературе и искусстве. Второе – как менталитет народа, отражающий типичные нормы мышления и поведения, укоренившиеся способы и приемы решения жизненных проблем. В лекции при рассмотрении инновационной культуры мы будет исходить из второго значения этого термина.

Инновационная культура – важнейшая отличительная особенность современного предпринимательства. Как особый социальный феномен она представляет собой интегральный результат рационального систематического использования новейших достижений науки, техники, наукоемких технологий, образования, культуры и креативного управления.

По степени наблюдаемости следует различать эксплицитную (явную, открыто проявляющуюся) и имплицитную (неявную, подразумевающуюся) культуру. Первая воплощается в устоявшихся обычаях, стандартах поведения. Вторая – в социально-психологических установках людей (убеждениях, этических нормах, ценностях). Инновационная культура в процессе своего развития переходит из зародышевого в зрелое состояние, существенным образом трансформируя господствующую экономическую систему.

Носителями инновационной культуры выступают физические и юридические лица, принимающие участие в научно-производственной, экономической, коммерческой и социальной деятельности креативных компаний либо регулярно пользующиеся их результатами. У отдельных представителей бизнеса признаки (черты) инновационной культуры могут быть выражены в разной степени (у одних больше, у других меньше).

Носители этой культуры в своем большинстве являются специалистами высокой квалификации, обладающими разносторонними знаниями и интересами. Они высоко оценивают личную свободу, возможность заниматься творческой деятельностью. Такие люди болезненно реагируют на любые проявления «административного» нажима, несущие потенциальную угрозу их правам, социальному статусу и образу жизни. Поэтому при реализации инновационной стратегии менеджерам приходится полагаться, главным образом, на тот инструментарий, который позволяет наращивать творческий потенциал, укреплять инновационную инфраструктуру предприятия, поддерживать «дух» общекорпоративный солидарности, не нарушая при этом паритета интересов участников.

Лидирующую роль в формировании инновационной культуры играет главный менеджер - руководитель компании. Его лидерство определяется комплексом определённых качеств, к числу которых можно отнести интеллект, нестандартность мышления, своеобразный инновационный «голод» и стремление изменить ситуацию, силу воли, коммуникабельность, инициативность, способность противостоять агрессивному влиянию со стороны, умение концентрироваться на решении сложной задачи, принимать на себя ответственность за просчеты своей «команды». Руководителю-инноватору присуща склонность к систематической инновационной деятельности. Он должен одновременно отвечать нескольким требованиям: быть дальновидным стратегом, авторитетным лидером, социальным партнёром, смелым новатором, духовным наставником. Лидер «не управляет, не командует, а ведёт за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчинёнными, а последователями».[15]

На инновационную культуру также существенным образом влияет стиль руководства предприятием. Так, при автократическом стиле руководитель-инноватор обычно быстрее реализует свои идеи и планы, хотя их инновационность части акционеров и работников открывается не сразу, что может становиться причиной сопротивления изменениям. При демократическом и либеральном стилях велика вероятность утраты инициативы, потери темпа, снижения качества взаимодействия подразделений и служб. В ходе дискуссий могут складываться различные группы и коалиции, но одновременно осуществляется отбор нужных людей, формируется дееспособная «команда» профессионалов-единомышленников. Чаще всего успех приносит гибкое сочетание «жесткого» и «мягкого» стилей руководства.

Российские корпорации делают только первые шаги в формировании собственной инновационной культуры. К базисным элементам этой культуры можно отнести:

- инновационный генотип – совокупность перспективных новаторских идей, служащих прообразом (прототипом) креативного бизнеса;

- инновационные ценности как главный стратегический ориентир формирования и развития бизнеса;

- наличие авторитетного, инновационно ориентированного лидера (группы лидеров), активная поддержка новаторских инициатив;

- сочетание корпоративной конкуренции и кооперации с целью максимальной реализации инновационного потенциала компании;

- высокая скорость внедрения нововведений в технологические процессы и модель бизнеса;

- корпоративная символика (нормы поведения, язык терминов и понятий, стиль общения), благодаря которой инновационные ценности передаются участникам бизнеса;

- инвестиции в человеческий капитал, продуктивное использование знаний, интеллекта и творческих способностей персонала;

- высокий уровень доверия собственников компании и наемного персонала «команде» менеджеров;

- способность разрешать конфликты через внесудебные (согласительные) процедуры и механизмы акционерной демократии.

Экономические агенты не существуют изолировано от внешней, воздействует на неё и, одновременно, сами испытывают импульсы, идущие извне. Поэтому правомерно выделять группу внешнихиндикаторов, фиксирующих изменение статуса фирмы в конкурентной иерархии. К числу внешних проявлений инновационной культуры корпорации можно отнести:

- инновационный рейтинг и высокую конкурентоспособность фирмы;

- глубину рыночного спроса на создаваемые ею инновационные продукты и технологии;

- степень соответствия компании международным стандартам корпоративного поведения (управления);

- сотрудничество с государственными и гражданскими институтами, высокий уровень социальной ответственности бизнеса.

Существует тесная взаимосвязь внутренних и внешних составляющих инновационной культуры (см. рис. 1).

Внешние измерения есть лишь конечный результат накопления изменений во внутрифирменных отношениях. Во внешнем поведении фирмы завершается то, что началось, прижилось и получило развитие внутри неё. Вместе с тем, факторы, доминирующие в окружающей среде, могут становиться катализатором изменения внутренних процессов.

Оптимизируя взаимодействие с внешними партнёрами, корпорация одновременно трансформирует и свой внутренний мир, т.к. оценочные индикаторы активно влияют на реализацию её собственных конкурентных преимуществ. Задача менеджеров – синхронизировать внутренние и внешние изменения корпоративной культуры. В противном случае часть производственных и коммерческих возможностей фирмы будет безвозвратно упущена, а рост инновационной активности смениться стагнацией.

Взаимосвязь корпоративного предпринимательства и инновационной культуры носит двусторонний характер: вначале формируется элементная база инновационной культуры фирмы, затем в результате систематического внедрения и использования технологических и управленческих новаций трансформируется сам бизнес; и, наконец, рационально организованный бизнес поддерживает и развивает инновационную культуру, способствуя более эффективной реализации её экономического потенциала.

Использование инновационных возможностей корпоративного сектора экономики зависит, главным образом, от состояния корпоративных отношений, мотивов поведения собственников, менеджеров и персонала, государственной поддержки корпораций и качества управления.

Инновационный рейтинг и Рыночный спрос на

высокая конкурентоспособность инновационный продукт

 
 


       
 
   
Конкуренция, кооперация
 


Внутренняя среда инновационной культуры

       
 
   
Инновационная soft-культура
 


       
 
Инвестиции в человеческий капитал
 
Корпоративная символика
 



Рис. 1. Элементная база инновационной культуры корпорации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: