Этап. Искусство средневековой Руси 10-17 вв

Этапы развития русского искусства.

Понятие художественная культура шире, чем искусство. (дизаин, искусство грима, ораторское искусство, искусство костюма)

Под искусством понимают творческую деятельность направленная на создание художественных образов, трансляцию и сохранение художественных ценностей.

Важнейшая функция искусства – эстетическая. Искусство реализует потребность человека в красоте.

Функции: воспитательная, познавательная, гедонистическая (получение наслаждения), катарсис (очищение).

этап. Искусство средневековой Руси 10-17 вв.

Искусство Киевской руси 10-11 вв.

(ц. Успения богородицы, собор Св.Софии в Киеве, иконопись)

Алимпий- первый русский иконописец

Искусство удельных княжеств к 11 – 1ая половина 14 вв.

(архитектура Владимиро-суздальских земель, новгорода и др. иконопись Новгорода)

Искусство московской Руси –к 14- 17 вв.

(архитектура Московаского кремля, иконопись Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова)

2 этап. Искусство 18 века (искусство просвещения)

Искусство 1 половины 18в.

«Петровское» барокко: архитектура Д.Трезини,Жан Леблон, Михаил Земцов, Иван Коробов.

Живопись – И.никитин

Скульптура – К.Б. растрелли

Искусство 2ой половины

«екатерининское» барокко (Ф.Б.растрелли)

Классицизм (а. Кокоринов, В.Баженов,м.казаков)

Левицкии – живопись

Рокотов

Боровиковский

Истрическая живопись

Лосенко

Фальконе этьен мирис «медный всадник»

Искусство 19 в.

Классицизм (поздний) или русскии ампир до 20-х гг 19в.

В архитектуре – Воронихин А.Н., Захаров А.Д., Росси Карл.И.

В скульптуре – иван Мартос

В живописи Ф.А. Бруни

Романтизм Кипренский О.А. тропинин В.А. Брюллов К.П

Критический реализм

Творчество передвижников (Перов В.Г, ге николаи николаичив, репин И.Е.)

Живопись: Кипренский, венецианов

2 половина перов, крамской

Искусство 20 в.

Модерн 1890-1910

Архитектура федор Шехтель, В.Шервуд

Живопись Врубель Михаил, В. Борисов-Мусатов

ТВ-во объединения «мир искусства» (А.Бенуа,л.бакст, К.Сомов и др)

ТВ-во худ-в «голубой розы» (кузнецов, сапунов, сарьян и др.)

ТВ-во абрамцевского кружка

Художественный авангард – 1910-1920 гг.

Абстракционизм – в. кандинский, м. ларионов

Супрематизм – К.Малевич, и. чашник

Конструктивизм – в татлин, родченко, степанова, в. и г. Стенберги

Соцреализ – 1930-1980

Вера Мухина,деинека а, ю. пименов, а. герасимов, б. иогансон, а самохвалов, а пластов, п. корин, в. попков. Г.коржев

Соц-арт 1960-1980

Виталии комар, александр Меламид, эрик булатов, борис турецкии, александр косолапов идр.

Искусство Средневековой Руси (киевская русь и удельные княжества)

Основные черты:

· Религиозность (традиции православия и язычества)

· Символичность

· Традиционность, каноничность

· Синтез древнерусских искусств

История исследования древнерусской архитектуры

Начало исследований с 19в.

1846 г – Мартынов А.А., Снигирев Н.М русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества.

1850 – Федор рихтер Памятники древнего русского зодчества

1871 Уваров А.С. Взгляд на архитектуру 12 в. в Суздальском княжестве1894 г – Павлинов А.М. История русской архитектуры

20 в.

1910-Грабарь И.Э. История русского искусства

Г.Г.Павлуцкий, А.В.Щусев, В.А. Покровский

30-е гг. Воронин Н.Н

40-60-е Барановский П.Д, Столетов А.В., Штендер Г.М.

70-90-е гг Раппопорт П.А Комеч А.И

Пратотипом для христианского храма (вообще) послущил храм Соломона в Иерусалиме 590-586 до н.э.

Второи храм соломона в иерусалиме строиля в 500 до н.э.

Первые постоики у христиан это храмы постоенные на основе римскои базилики, а также центрические постоики (мавзолеи)

На руси был взаимствован из Византии крестово-купольный тип храма.

Храмы – квадратные или прямоугольные в плане

План и структура крестово-купольного храма.

Цилиндрические своды,лопатки в стенах, закомары – полукруглые завершения на фасадах.

Классичнскии храм – 5 куполов.

Ранние построики – многоглавие. Однокупольный. Шлемовидные, луковичные в 16-17 в

Ранние не штукатурились

Материал – камень, кирпич плинфа,цимянка –извястковыи раствор. Кладка – ряд камня, два-три ряда кирпича плинфы для выравнивания уровня. Для прочности – керамические сосуды «галосники». Прочность и акустика.

в западнои части на 2 этаже -форы

Архитектура

Слово храм пришло из греческого языка

Церковь - собрание верующих

Собор – главныи храм города

Кафедральныи собор – еписков служит

Собор – модель вселенной, структура так и роспись.

Верняя часть –небесныи мир.

В зеркале – образ христа пантократор вседержитель

Серафимы и херувимы

Нижняя часть – фрески, евангельские сюжеты из жизни а также сцены из жизни богоматери. На столбах мученики и святые

Дмитриевскии собор во владимире

Владимиро суздальскакая арзитектура

Семинар 1

1. история создания (когда князь зачем)

2.конструкция

Базовые типологические признаки (чтоэто за храм? План и картинка. Реконструкция и современныи вид. Описаныие. Тип построики крестово купольные ….– стопные) кол-во нефов

Система сводов(цилиндрические, куполная постройка, шатровая

3 вторичные типологические признаки (сколькро апсид3и или 5 какого типа характеристика кол-во глав где размещаются. Как завершаются фасады (закамарное завершение, целостное завершение)

Наличие звонницы если есть, лопатки полуколонны

Что послужило прототипом (троичное окно – византиискии элемент)

4. материал (технология)кладка кирпич камень

5. конструктивные технологические особенности наличие лопаток, своды, внуитренние элементы, наличие парусов. Интерьер. Колоны или столбы

6. стилистические признаки. Архитектруная пластика (ПРОПОРЦИИ Д\ЛИННОЕ ВЫСОКОЕ ВЫТЯНУТОЕ) ОСОБЕННОСТИ ОКОН ПОРТАЛОВ) ВНЕШНИИ декор (резьба кирпич)

7. современное состояние.

Если сохранились роспись древнее то рассказать

Последнии слаид как первый

Архитектура Киевской Руси

Основные черты:

· Преемственность традиции византийской архитектуры (крестово-купольный храм) складывается так называемого византийского стиля

· Сложная многоплановая организация пространства (наличие на западном фасаде лестничных башен, обходной галереи)

· Пирамидальный характер постройки

· Особая техника строительства (камень, кирпис-плинфа, раствор с добавлением толченого кирпича\керамики (цемянки))

· Богатство и красочность интерьера храма (верхняя часть мозаика, фрески)

· Связь с русским деревянным зодчеством

· Многоглавие

· Византийский тип купола параболического типа

(владимир)Ц. Успения Богородицы «десятинная церковь» 989-996– крестово-купольная 6-стопная, 3 нефн окружается галереями с 3 сторон. 25 главая

1240 был разрушен.. в 19в. построена вторая церковь. Но в 1936 г. Здание было разобрано на кирпичи.

(ярослав мудрый)Собор Св.Софии в Киеве 1037 г.

Крестово-купольная 6-стопная, 5 нефная. 2 входные галереи

Новгородская софия 1045-1050

Золотые ворота в киеве. Ярославе мудром. 1982 г – рестоврация

Успенский собор Киево-печерской лавры 1073 г.

Спасопреображенский собор в чернигове.

Формирование локальных архитектурных школ 12-13 вв.

Архитектура Чернигова.

Характерные черты:

Проявление элементов романского стиля

Простой по объему чаще четырехстопный. Одноглавный храм

Трехлопастная формса завершения фасадов

Отсутствуют лестничные башни и галереи

Позакомарное покрытие

Устремленность конструкции вверх, ярустность за счет ступенчатого расположения закомар

Равнослойная техника кладки

Новые декоративные элементы на фасадах: аркатурные пояса, поребрик, двух- и трехступчатые оформление порталов

На углах храмасохраняются плоские лопатки, а на стене появляются мощные полуколонны

Пример: успенский собор Елецкого Монастыря

3-нефтный

шестистопный

однокупольный

Борисоглебская церковь в Чернигове 1120-1123

Князь Давид Святославич

Трехнефный

Шестистопный

Однокупольный

Появляется новый элемент полуколлонв, на углах и фасадах которые заменяют лопатки. Колоны венчаются капителями

Восточные орнаменты

Ц. Параскевы – Пятницы в чернигове ок. 1190

12х16 м.

Формирование локальных архитектурных школ 12-13 вв.

Архитектура Новгорода

Характерные черты:

· Традиционный тип храма: кубический, четырехстопный, трехапсидный, одноглавный.

· Монолитность, конструктивностьосновные заказчики: посадские люди и бояре

· Романские черты

· Трехлопастное завершение фасадов

· Хоры чаще отсутствуют

· Оформление фасадов лопатками и двухуступчатыми нишами (заимствовано из киевской арх-ры)

· Заниженные боковые апсиды

· Скатная крыша

· Упрощение декоративных форм на фасадах

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре. (заложен в 1119г, князем Всеволодом)

Зодчий Петр

Шестнистопный, одноглавый

Башня и парадная лестница, есть княжеские хоры

Трехглавый храм

Церковь спаса на Нередице. Новгород 1198

Четырехстопный,

Ярослав владимирович

В плане квадрат

Прост и аскетичен

Новыи тип клаки – бутова кладка

Церковь параскевы Пятницы. Новгород 1190-е-1207 г.

На деньги иностранных купцов

Форма креста

Церковь Николы на Липне. Конец 13 в.

Квдратная форма

1 апсида

Резной фриз

Церковь Федора Стратилата. 1374 в. средства одного боярина

Церковь Спаса – преображения на Ильине улице.

На деньги посадских людей

Скатная крыша

Новые элементы: трехапитилопные бровки

Резные элементы

Акцент на интерьер

Феофан грек – фрески

Формирование локальных архитектруных школ 12-13 вв

Архитектура владимиро-суздальского княжества

Ростов, суздаль, муром, владимир

1108 г в ростово-суздальском княжестве появилась крепость Владимир

Спасская церковь во владимире и Успенский собор в суздале – первые постройки которые не сохранились

Характерные черты:

· Использовала и перерабатывала традиции Византии, киевской руси, западной европы, кавказа

· Большинство построек создавались по заказу князей

· Традиционный тип храма имеет форму куба, четырехстопный, одноглавый

· Постройка из белого камня – известника

· Усиление роли декоративной резьбы: использование «скульптурной декорации» в оформлении фасадов, наличие аркатурно-колончатого пояса

После смерти владимира мономаха строительство каменное было продолжено Юрием долгоруким и андреем боголюбским

Зоотые ворота сохранена часть реконструированная

Крепость переяслав залеский, юрий польский, кидикша, Звенигород, москва – 1156

Ц. бориса и глеба в кидикше. 1152 г. Юрий долгорукий

Ц спаса Преображения в Переяславле-Залесском 1152-1157

Щелевидные окна

Успенский собор во владимире1158-1160

5главый

3 нефный

Церковь покравна на Нерли 1158-1165

Киевский софийский собор

· Примерно 11 век

· Сохранилась только восточная часть

· Крестово-купольная

· 13 куполов (Иисус и 12 апостолов)

· Богоматерь Нерушимая стена

· Мозайки «божьяматерь оранта»и «вседержитель»

· Фрески

Софийский собор в новгороде

· Четыре купола

· Шлемовидные купола

· 1045-1050 князем Владимиром Ярославичем, сыном ярослава мудрого

· «суровая» архитектура

· Пятинефный крестово-купольный храм

· 3 апсиды

· 5 глав, шестая венчает лестничную башню

· Галереи

· Магдебургские врата на западном портале

· Крест главного купола с фигурой голубя

· Интерьер: фреска константина и елены,

Спасо-преображенский собор в чернигове

· Заложен Мстиславом Владимировичем Храбрым в 1031-1036 г.

· Базиликальная схема с крестово-купольной системой

· Трехнефный

· Трехапсидный

· 8-столпный

· Смешанная кладка с чередованием кирпича (плинфа) и камня-песчаника на цементном растворе

· Единственная сохранившаяся фреска св Феклы.

· Были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились

· Параболические купола

Архитектура московского княжества

(московского централизованного княжества)

1156 г –упоминание

Общяя длина рва 850

1238 – кремлевские укрепления были разрушены

Восстановление кремля начинается во время правления ивана калиты

1325-1340 г.

1323 г – из владимира была перенесена кафедра русских митрополитов в москву

Успенский, архангельский, Благовещенский

1326 г – Белокаменный успенский собор по инициативе митрополита петра

1329 г.- колокольня иоанна Лествичника

1333 г. – архангельский собор

Великокняжескии двор

1339 – обносят территорию кремля

1365 – чудов монастырь

…..

Успенский собор на городке в Звенигороде 1399г.

Троицкий собор в троице-сергиевом монастыре. Заложен в 1422 г.

1337 г – заложен монастырь

1688 – обрел статус лавры(подчинение патриарху)

Инициатива никона радонежского как усыпальница сергия радонежского

Строился по аналогу успенского собора в звенигороде

Особенность: приземестые стены, храм не высок, 4-х стопный 3 апсиджный

Наклоненные вниз стены, тонкие лопатки, резьба на фризе, повторяющийся килевидные закомары 2 яруса

Спасский собор Андроникова монастыря 1425-1427 г.

1357 - монастырь основан митрополитом аленксеем в честь ученика радонежского андроика

С пониженными угловыми ячейками

Появляются кокошники. 2 яруса

Основа для перехода к высокому барабану

Придает столпообразный вид

Новый принцип расположения окон: по треугольному принципу

Щелевидные окна

Высокий фундамент

Характерные черты раннемосковской архитектуры:

· Продолжает традиции Владимиро-суздальской архитектуры (белокаменное строительство, тип храма одноглавый)

· Элементы деревянного зодчества трансформируются в камень (килевидные арки, декоративные элементы, характерные для деревянных столбиков идр.)

· Тип монастырского храма: 4-х стопный с заниженными боковыми ячейками, высокий цоколь, капители лопаток, кокошники, аркатура барабана

· Перспективный портал

· Традиции итальянского зодчества эпохи Возрождения (крестовые своды, ордерная система, оформление окон, декор)

1462 г. Иван 3 именует себя государь всея руси. В 60-70-е подчиняет москве тверь, рязань, новгород, литовские земли – вотчина своих предков

1472 – иван 3 вступает в брак с софьей палеолог и заимствует герб византийских императоров

1453 г. – византия завтоевана турками

Успенский собор московского Кремля. 1475-1479 г.(Фиораванти А)

Главный кафедральныи собор Москвы, страны.

Пасажение князя на престол

Начало строительства 1472. в 1470 г. Сгорел собор построенный при калите

Строители- 2 мастера Кривцов и Мышкин

По образцу Владимирского Успенского собора

1474 г. – стены собора обвалились

Русский посол по приказу ивана 3 семен толгозин подыскивает в италии мастера с оплатой 10 рублей в месяц. Аристотель Фиораванти

Шестистопный

5 апсидный

5 главый

Крестово-купольный храм+ итальянский паллацо

Внутри – зальный тип храма

Нет хоров

3 нефа

На одном прясле по 2 окна

Вместо столбов – колонки

Контрфорсы

База и капитель

Равновысокие прясла

Аркатурный пояс

Пониженные апсиды

Северная и южная на 4 части

В самом храме –крестовые своды

Главы в восточную часть.

Благовещенский собор Московского кремля (1484 – 1489).

При иване третьем было строительство. Трехглавй храм строят псковские мастера. Домовый великокняжеский храм, входящий в комплекс дворцовых построек.

В русско-византийскм стиле построен. Реставрация была в начале 21 века в 2000е годы. Изначально он крестовокупольный и двухглавый.

Четырехстолбный и трехапсидный. Есть хоры, дляч княжеской семьи. Аркатурный пояс имеет. Наличие декоративных кокошников.

В 60-е годы 16 века храм был обнесен галереями, по древнерусской традиции. Были добавлены главы, он стал 9иглавым, что придало ему пермидальный силуэт.

1572 году к храму было пристроено крыльцо (гроздинское) – иван грозный нес службу за пределами храма, т.к на него была эпитимия.

В 1508 году главы были позолочены, храм получил название Благовещение златоверхое.

1860 – было заменено все покрытие на золоченую медь.

В 1508 году были сделаны росписи иконописца Феодосием, сыном иконописца Дионисия(Феропонтовского).

Церковь Ризположения Московского Кремля(риза – одежда Богоматери)(1484 – 1486). Это домовый храм моских метрополитов. Кладка из кирпича.

Есть элемента ордерной системы.

Лопатки имеют капители. килевидные закомары.

Стоит на высоком подклете (фундаменте).

Имеет перспективный портал.

Грановитая (Большая)палата (1487 – 1491). Состав кремлевского дворца вошла грановитая палата, и еще набережная средняя.наугольная палаты. В к 17 века палаты были разобраны.сохранилась грановитая палата.название получила за счет облицовки стены гранеными плитами их белого известняка, получившее название бриллиантовый руст. Начинал строительство итальянский мастер Марк Фрязин, завершал постройку Антонио Солари. Строиться в духе монастырской трапезной (столовой). Сохраняются традиции древнерусского теремного зодчества.

В плане предстваляет собой квадрат. Есть троны зал для приема важных гостей. Площадь зала – 405 метров квадратных., высота десять метров(2этажный дом). Крещатые своды держатся на столбе. Вход – большая красная лестница - вход в сени. Внутри 4крестовых свода опираются на один свод. Окна были сдвоенными, и разделенными калонкой.в 1684 – реконструкция, архитектор Осип Старцев растесывает окна и для оформления окон использует белокаменные наличники с декором из виноградной лозы. Стилизация из камня под деревянные наличники. 16678 - Симон Ушаков сделал роспись. А в 1881 году роспись была переписана палехскими мастерами.

Архангельский собор (1505 – 1508). Собор выполнял роль великокняжеской усыпальницы, здесь покоятся прахи 46 князей, до брата петра первого. 1333 – строительство при иване калите собор деревянный архангельский. Был построен храм на месте деревянной церкви, посвященной Ивану лестничному. Новый архитектор из Винеции(Итальянский, Виницианский мастер) – Алевиз Новый.

храм в духе двухэтажного итальянского палаца. Шестистолбный трезапсидный.

Из красного кирпича с белым декором. Пятикупольный. В закомарном завершении – новый декор раковины.

Ансамбль колокольни Ивана Великого. Перестройка велась о 1815 года. Сейчас это музей.изначально – это пожарная колонча. Колокольня строилась в память Ивана третьего. Бон Фрязин – мастер итальянский.

Колокольня – восьмигранная башня. Состоит из трех ярусов, первый ярус – высота – 5 метров, второй ярус – арки для колоколов, третий – при Борисе Годунове (17) век. Был достроен. Общая высота колокольни – 81 метр.

На каждом ярусе есть галереи, терассы. К колокольне примыкают филаретова пристройка, и колокольная звонница. В 16 веке (1532-15) пристройкой звонницей занимался зодчий Отрок Малый. Изначально – 33 колокола, сейчас – 22.самый большой колокол – успенский, весит 62 тонны. Для колокольни Ивана великого в 1730 коду весом в 200 тон отливался колокол, но он треснул. Царь-колокол.

Иконописное искусство Руси.

Икона – эйкон – образ подобия.

Этапы совпадают с развитием архитектуры.

Этапы развития:

1. Искусство домонгольской Руси(с 988 – 1040)

Формирование иконописных школ в Киеве, новгороде, Ярославле.

2. Расцвет иконописного искусства(к14-16 вв)

Расцвет школ псковской, новгородской и московской.

3. Иконопись 17 века. – искусство оружейной палаты(по заказу государя) -творчество Симона Ушакова, искусство Строгановской школы.

История исследования древнерусско иконописи

Начало исследований во 2ой п 19 века.

Исследования во многом стали возможны благодаря тому, что старообрядцы коллекционировали иконы 16 – 17 веков. – Ушаковское время – стилизация под древние иконы.

· Исследования начинались с Кондакова Никодима Павловича – «Иконография Богоматери» в двух томах.1914-1915.

· Также исследовал Филимонов Георгий Дмитриевич. Описание памятиков древностей церковного и гражданского быта Русского музея.1849.

· Ровенский Дмитрий Александрович. Обозрение иконописания в России до к 17 века.1856 год.

· Буслаев Федор Иванович – Общие понятия о русской иконописи. 1908.

· Собирать иконы начинает Павел Михайлович Третьяков – основатель Третьяковской галереи. Собирает иконы 17 века со сложными темами.

· В начале 20 века старообрядцам было разрешено строить свои храмы, поэтому появился интерес к большой иконе, не только к станковой(маленько). Собиратели Ребушинский и Илья семеныч остроухов, которые уже рпиглашали рестовратора с целью расчистки икон. Покупки и продажи – прибыльное бело; иконы новгородского письма, 15ого века были найдены в н.двадцатого века.

o В 1913 году московским археологическим институтом была организована выставка древнерусского искусства, где были представлены 13х,17х веков из частных собраний рябушинского и остроухова. Выставка была в честь трехсотлетия дома Романовых. Эту выставку посетил.

ХХ век исследования.

Муратов Павел Павлович – 1918 – основана всероссийская реставрационная комиссия. Исследованиями древнерусского искусства ленинградский и московский университеты. Институт археологии. Во главе реставрационных мастерских был Игорь Глобарь.

Центр древнерусского искусства – Третьяковская галерея.

  • Михаил владимирович Алпатов и виктор никитич Лазарев исследования византийской живописи, итальянской. И древнерусского искусства. Исследовали иконы Рублёва, Феофана Грека. «Русская иконопись от истоков до начала 17 века»).
  • Лев Исаакович Лифшиц – искусствовед, доктор. (жив).
  • Владимир Дмитриевич Сарабьянов – реконструктор. «история древнерусской живописи».

Псковская московская новгородская школы.

Икона. Истоки, символика.

· 1947 – музей основан древнерус. искусства имени Андрея Рублева.

Икона – эйкон – образ подобие,живописное изображение религ. Характера, представляющая изображения святых, имеющих священный характер и служащие предметами поколения.

Икона рассматривается с трех позиций:

  1. Живописное изображение
  2. Изображение сокральное (скрытое,основанное на вере, неземное) и почитаемое.
  3. Предмет религ. Культа, имеющее особое мистичекое предназначение, помогающий возводить мысли и чувства верующих через изображение (образ) к первообразу (богу)(портал между земной и неземной жизни).через сеергия радонежского к богу.

Уровни восприятия иконы:

1. Буквальный(когда мы просто ее видим)когда воспринимается конкретно изображение.

2. Символический, где прослеживается основная богословская мысль. (нимб – знак святости, т.е. человек в неземном мире).

3. Наивысшая ступень – молитвенное общение с первообразом. Главный уровень.

Истоки иконы восходят к фаюмскому портрету (1-3 века нашей эры) (дель-фаюм в 80х годах 19 век найдены.

Писались на дощечках, Сусальном золоте. Изображение в фас усопшего с скорбным выражением лица. Портрет писался после смерти, закапывались с усопшим.

Техника энкаустики - восковые полупрозрачные краски (темпера) – эффект объема за счет наложения слоев.

В Византии первые иконы примерно в 6 веке.

Три существа неслиянны и нераздельны - 1=3 (доказали путем векторного закона).

  • «Понтократор» («Спаситель» - которкий выриант «спас»)(6век) энкаустика.
  • «АПОСТОЛ ПЕТР»(6-7) энкаустика.

Символика иконы:

  • «Владимирская богоматерь» (12 век).
    • топографичскаое название, там, где икона приобрела славу, чудесные качества где впервые сделала.

Проблемы иконописца:

  1. передача, изображение мира божественного (идеального мира, отличного от земного для его передачи необходимо отказаться от всего иллюзорного и трехмерного пространства(высота, глубина и широта.)
  • фон

В качестве фона иконописец использует золото, передавая божественный свет, реже использовалось серебро, в значении света(но передается краской, так как мы не видим света, значит мы не воспринимаем цвет), серебро было потому что не всегда под рукой было золото. Первое было золото, т к. золото было для христианства дороже, чем серебро. Иногда был красный цвет (только у новгородской школы). Красный потому что символ золотого. Красный – символ символа божественного (золотого).

  • Идельный мир нельзя строить из закона человеческого зрения, т.е используя линейную((одинак. предметы на расстоянии разные один ближе – больше, дальше – меньше) и\или воздушную перспективу (близко в цвете и объемным, в далеке серым и безобъемный). В иконе не то ни другое не используется. Для создания используется обратная перспектива, позволяющая добиваться эффекта расплющивания фигуры или предмета на плоскости, показать не такими, какими они видятся, а выявить их суть. Все грани показать не две а четыре (взрослый и ребеок коробку рисуют).
  • В иконе нет конкретного источника света, он присутсвует всюду, поэтому теней нет, он идет ровно. Высветления не с целью передачи объема, а принцип символа, передать драму.
  1. Передача времени.

· В божественном (идеальном) мире отсутствует прошлое и будущее в понимании земного, есть только вечное настоящее, это атрибутируется так: настоящее прошлого, настоящее настоящего, настоящее будущего).

· Принцип лубочности (изображение разновременных сценок жизни; комикс) например икона «св. Георгий с житием). житийная икона, где совмещаются разновременные события. Еще автор дионисий «митрополит Алексий с житием».

  1. Изображение фигуры святых.

· Главные фигуры больше по размеру.

· Фигуры плоские, по очертанию не прорисованные. Мышцы не прорисовываются.

· Вытянутые

· Стопы ног едва касаются «позёма» (земли).

· Традиционная одежда – хитоны. У каждого святого своя цветовая символика.

· одежда расчерчивается линиями для Передача складок, но они не соответствуют движениям, а представляют собой лишь мысленный знак (шарик на краю стола обездвижен, но он может упасть)

· одежда Христа – ассист – что символизирует исходящие от Христа божественные лучи.

  1. Передача души.

· Душа – высшая сущность, она нетленна. Все внимание иконописец обращает на лик святого (лицо). Оно изображается аскетичным(худым), вытянутым, окруженным нимбом (нимб – знак святости). Акцент на глаза – преувеличенный размер.

· Изображение предметного изображения святых. Любое изображение на иконе – изображение символическое. Например,

o древо – мамврийский дуб (древо жизни, потому что под ним трапезничала св. троица).

o Крест в руках – символ мученичества.

o Свиток – знак порока.моисей, Илья, Даниил.

o Посох – символ ангелы изображаются)

o Ключи – символ Петра апостола(ученика христа.

o Чаша – символ жертвы.

o Гора – восхождение духа (преобразование_.

  • Цвет (свет) имеет особое значение.
    • Серого вообще нет.
    • Золотой свет – цвет божественной славы.
    • Белый свет – фаворский(перед пасхой христос восходит на гору фавор с тремя учениками, он там становиться невидимым, там от него исходит белый свет), свет преображенный, не сотворенный свет, а умозрительный (он не зрим, ео нельзя видеть), но ученики христа видели его.
    • Черный свет – смерть
    • Пурпурный(багряный) – символ царства земного. Мафорий, например, это накидка-плащ, хитон красного цвета (у Христа). Для богоматери - Знак царицы небесной, для Христа – знак царя, императора, владыки.
    • Красный – символ воскресения Христа. Птица феникс(сгорает и возрождается из пепла), например. Серафимы, одежды мучеников(у георгя плащ)
    • Белый цвет – ангелы, цвет душ праведников.
    • Сине-голубой цвет – мир небесный. Синий – цвет Богоматери. Гиматий(плащ) христа.
    • Зеленый цвет – цвет св. троицы.
    • Черный цвет – цвет смерти.

Зарождение на руси связано с киевским, суздальским и великим новгородом.

Что характерно для иконы ранней:

  • Монументальность (настопные или настенные, были большыми, иконы обобщенны)
  • Золотой или серебряный фон.
  • Проявляется Византийская традиция(лики суровые, образы греческие, сумрачный колорит).
  • Время мозаики.
  • Объемная трактовка фигуры.

Алипий(Алимпий) – имя первого иконописца.

Была анонимность, так как автор иконы был лишь проводником между богом и иконов.

Из ранних икон:

Ø «Спас нерукотворный», «Архангел Гавриил»(ангел «златые власы»), «устюжское благовещение» их объединяют они похожи по исполнению.

Почему мистически в храме иконы следят? Потому что точка схода прямой перспективы на зрителя(линия горизонта).

Ø Ярославская икона иконография оранта «богоматель Великая панагия(всесвятая).12 век. 194 на 120 размеры. Предположительно написана алимпиейм. Она (богоматерь) позе предстояния – с открытыми распростертыми руами. Гавриил и михаил - архангелы в полукругах на верху.

Деление иконы натри части по горизонтальному сечеию, по вертикальному на две.

Ø Успение к12 века. Новгород. Многофигурная композиция не частая ядля икон.

Ø «Николай Чудотворец» в классическом варианте «Ниолай Святитель».12 век. Если разрезать поперек икону – ковчег – там где изображение.

Ø Автор Алекса Петров. «Николай Чудотворец Липный» к 13 века. Оыденность в дикоре и кучрявости. Яркость иконы – элементы народного творчестыва.золото белый и красны – любимые цвета народа.

Ø Житийная икона. Николай чудотворец 16 век вятка в Свято-сирофимовском соборе.

Ø Иоан лествичник. «георгий и власий» новгородская школа 13 в. Лики уже новгородские, нос изменениконописец якобы пишет на иконе себя поэтому образы этнически повторяются на иконе. картошкой нос и т.д. используются чистые цвета. Яркий колорит.есть элемент примитивности наивности, нисколько не пугает.

o ТУТ ЖЕ «пророк Илья».

Конец 13-начало14 века – сложение самобытной новгородской школы. Направления:

· Византирующее направление связано с феофаном греком.

· Направление самобытных чер, опирающееся на народное творчество(праздничный колорит, мягкая трактовка образов. Некая декоративность).

o «ОТЕЧЕСТВО»14В. – иконография, особый извод темы троицы. (ветхозаветная троица (Рублев три ангела), новозаветная троица и отечество – три иконографии св. троицы.) на руках Емануил а в руках у еммануила диск с со в. духом в виде голубя (как вестник). По бокам столпники и стихасты. Маленький – фома – один из учеников Христа.

o Житийная икона св. георгий.житие» или «Чудои Георгия о змие». Георгий покровитель воинов. Сюжет был по-моему выше.

o «Битва новогородцев с суздальцами. Сер 12 века, 1169.

Андрей боголюбский начинает осаду. Регистров(три части). Сюжет смотри в инете. 1 риестр несут икону «знамение».Икона «знамение»я – поясная икона (по пояс) – оранта.

«МолЯщиеся новгородцы» 15 ВЕК.С ПРАВА ИОАН КРЕСТИТЕЛЬ С ЛЕВА БОГОМАТЕРЬ.

1374 – построена церковь спаса преображения на Ильине улице. Находиться спас Феофана грека(автор)примерно около 1340ого года появился на руси. «архангелы и серафимы». Феофан грек сделал роспись церкви преображения. На плафоне церкви изображение спаса в окружении серафим и архангелов (второй круг). Роспись по сырой фтукатурке.темперными яичными краскаками,

Столпники олимпия и макария тоже грек:

Феофан придерживался аскетического направления исихаста. свет – главное понятие исихаста, главное – постижение этого света с помощью молитвы, но молитвы не произносимой мысленно.свет божественный – свет фаворский(преображенный), благодаря которому подвижник может войти в контакт с богом. Поэтому конечной целью подвижника является Абоженье(ударение на А), т. епреображение, изменение, когда Ч исполняется этим фаворским светом, то он сам преображается как новая тварь(творение). Виконе для Феофана – это свет, светоностность.

Монохромность изображения+пробелА (штрихи) через такой прием выполняется борение духовного с материальным. Столпы алимпий.

Н15 века Грек переезжает в Москуву. Для росписи Московского кремля, храма благовещеньи, архангельского. Рожлдества БОгороицы, но сохранились только в Благовещенском соборе.

Порхор с Городца, Феофан Грек, Андрей Рублев – иконописцы ведущие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: