Иконостас

Илея классического иконостаса, представляющего собой глухую стену из икон, отделяющего алтарную часть от трапезной принадлежи феофану Греку и андрею Рублеву.

Предполагается, что в Бглаговещенском соборе иконостас из трех рядов.портотипом для иконостаса – преграда из невысоких колонок, на которых был положен брус Тьябло) и устанавливались произвольно иконы и навешивались дорогие ткани.

Тематика иконостаса была последовательной, направлена на раскрытие главной иконы - образа Христа. Идея моления.

Справа – южные врата, слева – северные врата.

1 ряд иконостаса –местный. Это царские врата. Иконы по 2 метра.На створках врат изображается тема благовещения, на других частях (4) четыре евангелиста Марк. Матвей, Иоан, Лука. Над царскими вратами – тема евхаристии (причащение вином(кровь Хритса) и хлебом (тело христа)).иконы почитаемых святых и храмовые иконы) к 17 веку сложился порядок. Слева – богоматери, справа икона христа или храмовая икона. Относительно царских ворот.

2 ряд – праздничный – маленький такой. Небольшие по размеру иконы на евангельские сюжеты из жизни богоматери и христа. Темы икон определяются заказчиками. Чаще представлены двунадесятые праздники (праздники, которые значимы церкви, и повторяются в годичном цикле, их 12). Начинается этот ряд рождеством Богоматери и заканчивается «успением» Богоматери. Читается слева на права.

  1. Рождение Богородицы
  2. Введение богородицы во храм.
  3. Благовещение.
  4. Особопочитаемы праздники на руси (родество Христово, пещера – рождение христа например)
  5. СрЕтение (встреча) встреча с Богом.
  6. Крещение или Богоявление.
  7. Преображение.
  8. Вход в иерусалим.
  9. Крестовоздвижение.
  10. Вознесение
  11. Троица или сошествие св. духа на апостола
  12. Успение.

3.Доисисный ряд (доисис – моление) – гл. ряд иконостаса. В центре Христос «спас в силАх» слева от центра икона богоматери, справа анна предтеча. В ряду 9 икон, а классическое число – 7.

Василий великий - апостол петр - архангел михаил – богоматерь иконография богоматери – агиосоритисса в переводе доисусная. Она изображена без исисуса. Положение –обращение к христу) - христос (С ОТКРЫТОЙ КНИГОЙ ВОССЕДАЕТ НА ТРОЕНЕ ХРИСТОС – СИМВОЛ СТРашного суда.(феофан грек))– анан предтечи – архангел гавриил -апостол павел - Иоан златоуст.

Успение богоматери – икона двусторонняя, иссиня-черный цвет г христа – мандорла.. Обратная сторона - богоматерь донская топографическа икона там где были чудеста связыанные с этой иконой.

Красный фон,черты лица славянские нвогородские. Нет традиций византийской(тип святого), главная фигура высокая, сдержанная цвета.

В этом времени периоде было только три ряда.

В 15-16 веках иконостас дополняется 2я рядами:

4.пророческий – библейские пророки со свитками, начиная от моисея и заканчивая авраамом (макс. Количесвто – 30 пророков), в цетре – икона «Знамение» оранта – техника, аплечное изображение богоматери с иссусом.

5. праотеческий – праотцы человечества, начиная с адама и евы и до моисея, последняя Иаков. До 25 фигур. В центре икона «Отечество».

Начиная с 17 века - высокий иконостас – еще два ряда добавляются:

  1. Апостольский или страсти апостольские – фигуры апостолов или изображение мученичество апостолов (учеников Христа).
  2. Страсти христовы.

По решению собора 1667 иконостась стали завершать деревянным распятием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: