Характеристика теоретических методов педагогического исследования

В психолого-педагогических изысканиях наряду с эмпирическими ме-тодами широко используются методы теоретического поиска, необходимые для проникновения в сущность изучаемого явления или процесса. Следует иметь в виду, что применение эмпирических методов имеет свою ограничен-ность. Она заключается в невозможности с их помощью вскрыть за внешним внутреннее, установить причинную связь, выявить необходимость, движу-щие силы, тенденции изменения и т. д. Эмпирические методы главным обра-зом фиксируют существующее и для конструирования новых систем они не годятся.

В противоположность эмпирическому теоретический уровень исследо-вания предполагает проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Назначение теоретического поиска состоит не в том, чтобы установить факты и вскрыть внешние связи между ними, а в объясне-нии, почему они существуют, что их вызвало, в выявлении возможностей их преобразования. Применение теоретических методов не оказывает непосред-ственного влияния на многообразие наблюдаемых фактов, однако позволяет обнаруживать в фактах скрытые закономерности, общее, необходимое, суще-ственное, понять взаимовлияние определяющих развитие факторов.

Методологически важную роль в формировании теории играет идеали-зированный объект, построение которого – необходимый этап создания лю-бой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как теоретическая модель опреде-ленного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Огромная роль в обработке, осмыслении получаемого эмпирического материала принадлежит методу теоретического анализа и синтеза. Силь-ной стороной этого метода является применение диалектической логики при качественном анализе изучаемых фактов, возможность охватить одновременно большое количество данных и проникнуть в их сущность, произвести мысленную реконструкцию изучаемого, схватить и вычленить интересую-щие его стороны, признаки, свойства, закономерности развития.

Теоретический анализ путем абстрагирования и сравнения дает возможность исследователю разложить изучаемое на элементы, вскрыть его структуру и специфику, идти от сложного к простому. Синтез же позволяет воссоздать психолого-педагогическое явление в целом, в системе его наибо-лее существенных связей, обосновать ту или иную теоретическую концеп-цию. Единство аналитико-синтезирующей деятельности – внутреннее един-ство, так как синтез содержится уже в самом анализе.

В теоретическом осмыслении фактического материала большое значение имеют абстрагирование и конкретизация. Эти средства познания тесно связаны с анализом и синтезом, но выполняют свое предназначение. Известно, что абстрагирование – это мысленное отвлечение какого-либо при-знака, свойства предмета от самого предмета с целью более глубокого изуче-ния сути исследуемого. С помощью абстрагирования исследователь может выделить общие признаки у многих изучаемых предметов или вычленить какой-либо признак у одного предмета и специально исследовать его. Включить полученные теоретические знания (абстракции) в систему существующих концепций с тем, чтобы уточнить, углубить, развить, а может быть и доказать их несостоятельность, помогает метод конкретизации. Конкретизация – не что иное, как мысленный процесс воссоздания определенного психолого-педагогического явления на основе ранее сделанных абстракций.

Восхождение от абстрактного к конкретному, направленное на воспро-изведение развития и его источников (внутренних факторов, противоречий), принято выделять в особый метод диалектического познания. Метод восхо-ждения от абстрактного к конкретному необходим как для познания сложных процессов, так и для изложения результатов познания, позволяю-щих наиболее адекватно воспроизводить развитие и функционирование сложных объектов.

В психолого-педагогических исследованиях активно применяются индукция и дедукция. Используя индуктивный путь, исследователь идет от эмпирического уровня к уровню теоретическому посредством обобщения от-дельных фактов, аналогий, статистического описания и выводов, различные формы экстраполяции от известного к неизвестному. Тем самым осуществ-ляется проникновение в сущность явлений, открытие их закономерностей, построение гипотез и теорий. Применение дедуктивного пути позволяет выводить утверждения из одного или нескольких утверждений на основе законов и правил логики.

В последние годы психологи и педагоги все более активно в теоретиче-ских исследованиях применяют метод моделирования. Сущность его за-ключается в установлении подобия явлений (аналогии), адекватности одного объекта другому в определенных отношениях и на этой основе превращения более простого по структуре и содержанию объекта в модель более слож-ного (оригинал).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: