Билет 17. Цели и задачи психологического консультирования. Общие принципы и подходы к консультированию

Психологическое консультирование

Представление о целях консультирования значительно расходятся у разных авторов. Тем не менее, Рики Джордж Тереса Кристиани проанализировав различные подходы в консультировании, пришли к выводу, что все современные авторы в той или иной степени согласны со следующими целями консультативного процесса:

1. Способствование изменению поведения клиента;

2. Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения;

3. Увеличение продуктивности клиента и его способности к преодолению трудностей;

4. Помощь в процессе принятия решений;

5. Способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей клиента.

Задачи псих. консультирования:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути, возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности (проблемное информирование клиента).

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем.

7. Передача психологом консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки (психолого-просветительское информирование клиента).

Основные принципы псих. консультирования:

1. Доброжелательное безоценочное отношение к клиенту;

2. Безусловное принятие клиента;

3. Уважение к личности клиента, гарантия конфиденциальности;

4. Придерживание норм и ценностей клиента;

5. Не давать советов;

6. Активность клиента (он должен принять ответственность за свою жизнь на себя);

7. Не навреди– каждый психолог должен быть осторожен в словах, действиях

Отличие консультирования от психотерапии и психокоррекции:

психотерапия психокоррия психоконце
1. врач 2. пациент 3. больные 4. беседа, лекарства 5. длится годами 6. психотерапевт за все отвечет 1. психолог 2. клиент 3. здоровые имеющие проблемы 4. игры, упражня, тренинг 5. 1мес.-1.5мес. 6. психолог 1. психолог 2. клиент 3. здоровые имеющие проблемы 4. беседа 5. 1 встреча-15встр. 6. клиент

Основной метод консультирования – беседа, построенная определенным образом. Метод беседы – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в введении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Различают индивидуальное и групповое конс-е.

Консультации могут быть очными и анонимными («телефон доверия»). Конс-я по «телефону доверия» обеспечивает оперативность общения, щадящие условия для клиента.

Логотерапия В Франкла. Основателем логотерапии является В. Франкл.

В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал "стремление к смыслу" противоположным "стремлению к удовольствиям": "Человеку требуется не состояние равновесия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его".

В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Если у человека возникает состояние потери смысла жизни, В. Франки рекомендует понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной личности. По В. Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для современного нормального человека. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу. Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом трагическом. Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни.

Клиент-центрированная терапия К. Роджерса. Целью клиент-центрированной терапии является помощь человеку в приведении его Я-концепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный потенциал. Ключевым понятием в теории Роджерса является теория к самоактуализации.Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, т.е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Еще одним важным термином является понятие Я-концепции. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Я-концепция по Роджерсу – это сознательное представление о самом себе. По Роджерсу, его клиент центрированной терапии, человек всегда действует в соответствии со своей Я-концепцией.

Трансактный анализ Э.Берна. Главная цель - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости. Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость. Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства. Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.

Гештальттерапирия Ф. Перлза. Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. Цели коррекции. Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента. Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Позиция психолога. В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств. Главная цель взаимодействия с клиентом - активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Семейная системная психотерапия Б.Хеллингера. С помощью своего способа делать семейные расстановки Берт Хеллингер разработал высокоэффективный метод групповой терапии. В центре внимания находятся при этом два концентрированных пространственно-временные образа. Один из них, представляет собой прошлое вплоть до момента проведения расстановки, - это тот внутренних образ который освобождает. Второй - это внутренний образ - решение или образ - будущее системы, который отвечает порядку любви, в нем у каждого члена рода есть соответствующее ему хорошее место, и этот образ, если вобрать его в себя и дать ему подействовать, обладает целительным действием на чувства и поступки как отдельного человека, так и системы в целом. Принцип расстановки: один участник группы, далее называемый протагонистом, в зависимости от исходной ситуации и постановки проблемы выстраивает внутренний образ своей нынешней или родительской семьи или, может быть, систему клиента. Среди участников группы он выбирает исполнителей на роли членов системы, расстановку которой он делает, и в соответствии со своим внутренним образом ставит их на то или иное место. Он также выбирает человека на роль себя самого. Затем участники расстановки по очередности сообщают, что они чувствуют на этом месте. Терапевт может попросить двигаться участников расстановки, и они следуют за тем, что диктует им роль. В заключении групповой терапевт, принимая во внимание обратную информацию со стороны исполняющих роли об их чувствах на новом месте, в большинстве случаев через несколько промежуточных ступеней (которые часто представляют собой важные с терапевтической точки зрения промежуточные шаги) формирует образ-решение, в котором у всех, включая тех, кто был в свое время исключен из системы, есть хорошее место. Терапевт определяет уже сам какому участнику, какое место нужно занять в этой расстановке, а также диалог между Указания для проведения расстановки. Когда мы работаем с расстановками, мы касаемся самых глубин. Поэтому в группе нужна атмосфера внимательного сочувствия. Во время самой расстановки никто не должен ничего говорить. В это время ничего не говорят ни тот, кто делает расстановку, ни его участники. Просто предоставьте себя происходящему и почувствуйте, как реагирует ваше тело, даже если ощущения ваши совсем не те, что ожидались, и просто и без критики расскажите о том, как вы чувствуете себя на этом месте и что у вас на душе. В этом случае человек зачастую испытывает пугающие или запрещенные чувства. К примеру, можно почувствовать облегчение, когда другой уходит или умирает, или испытать тягу в запретные отношения. Если об этом сказать, то не проявится что-то важное. Поэтому здесь нужно отказаться от какой-либо цензуры и купюр. Протагонист расставляет свою систему, полностью ориентируясь на свои ощущения, так, как он, согласно своему внутреннему образу, видит отдельных людей по отношению к друг к другу. Внутренний образ проявляется только во время расстановки. Так что нужно забыть все, что наметили заранее. Протагонист только указывает место, никаких жестов, никаких фраз, никаких направлений взгляда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: