Билет 18. Предмет и задачи возрастной психологии

Предмет психологии развития – закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущие за собой новые изменения, и связанные с этим факты и явления психической жизни.

Задачи возрастной психологии: 1) Ориентация в жизненном пути; 2) определение условий развития и изменения; 3) прогноз стабильности и изменчивости свойств личности; 4) объяснение целей развития и коррекции; 5) планирование коррекционных мероприятий; 6) оценка коррекции развития.

Построение периодизации зависит от теоретических ориентаций автора: так, периодизация С.Холла создана по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития; периодизация З.Фрейда, Ж.Пиаже и др. связаны с выделением какого-либо одного признака психического развития; периодизация Э.Эриксона, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.И.Слободчикова ориентированы на существенные внутренние закономерности самого процесса развития.

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Выделяют абсолютный (календарный, или хронологический) и условный (возраст развития) возраст.

Наиболее ранняя из собственно психологических теорий развития – концепция рекапитуляции, в рамках которой Э.Геккель сформулировал биогенетический подход в отношении эмбриогенеза, а американский психолог С.Холл перенес его на онтогенез: ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Несмотря на отчетливую ограниченность теоретическую наивность концепции рекапитуляции, предложенный принцип важен тем, что это был поиск закона. Теория рекапитуляции недолго выполняла роль объяснительного принципа, но идеи С.Холла оказали значительное влияние на детскую психологию.

Нормативный подход Л.Термена. как и А.Гезелл, Л.Термен осуществил один из самых длительных в психологии лонгитюдных исследований – оно продолжалось в течение 50 лет. Вклад Гезелла и Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению ее как нормативной дисциплины, описывающей достижения ребенка в процессе роста и развития.

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна. Спор психологии о том, что предопределяет развитие – наследственность или среда, привел к появлению идеи конвергенции двух факторов. Ее автор, В. Штерн считал, что психическое развитие – это не просто проявление врожденных, эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.

Теория Б.Скиннера. когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления. Развитие Скиннер отождествляет с обучением, указывая лишь на единственное их различие: если обучение охватывает небольшие отрезки времени, то развитие – относительно продолжительные периоды. Иначе говоря, развитие есть сумма обучений, растянутая на большие временные дистанции.

Главное понятие Б. Скиннера – подкрепление, т.е. увеличение или уменьшение вероятности того, что способствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление может быть положительным или отрицательным. Положительное подкрепление в случае детского поведения – это одобрение взрослых, выражаемое в любой форме, отрицательное – недовольство родителей, страх перед их агрессией. Скиннер также различает награду, поощрение, наказание.

На основе общих тезисов психоанализа З.Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Ид, Эго и Супер-Эго. Младенец, полностью зависящий от матери в получении удовольствия пребывает в оральной фазе (0-12 месяцев) и в биологической стадии, характеризуется быстрым ростом. За оральным следует анальный (с 12-18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервые научается контролировать свои телесные функции. Следующая фаза начинается примерно в три года и называется фаллической (3-5 лет). Она характеризует высшую ступень детской сексуальности: если до сих пор она была аутоэротичной, то теперь становится предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. После пяти лет наступает длительный период латентной детской сексуальности (5-12 лет), когда прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру. Генитальная фаз а (12-18 лет) характеризуется становлением самосознания, ощущением уверенности в себе и способностью к зрелой любви.

Каждая фаза развития ребенка есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Важным моментом развития самой психоаналитической концепции является распространение А.Фрейд идей З.Фрейд на сознание, на инстанцию Эго (а не только на бессознательное, как в ортодоксальном психоанализе). Она рассматривает развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Как и концепция А.Фрейда, эпигенетическая теория жизненного пути личности Э.Эриксона во многом продолжала идеи классического психоанализа. Согласно эпигенетическому принципу, все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. По Эриксону, последовательность стадий – результат биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Стадии периодизации по Э. Эриксону:

1. Младенческий возраст (орально-сенсорная стадия, от рождения до года);

2. Раннее детство, 2-3 года;

3. Возраст игры (дошкольный возраст), 3-5 лет;

4. Школьный возраст, 5-12 лет;

5. Пубертатный (подростковый и юношеский возраст), 12-18 лет;

6. Молодость, от 18-20 до 25 лет;

7. Зрелость, 25-50 лет;

8. Старость после 50 лет.

Культурно-историческая теория – концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е годы Л. С. Выготским и А. Р. Лурия. Согласно этой теории главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется – опосредуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем, чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность.

Зона ближайшего развития – понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому развитие ребенка происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания – самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве со взрослым. Уровень первого называют актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой зону ближайшего развития – область несозревших, но созревающих процессов и составляет, по Выготскому, зону ближайшего развития. Для определения перспективы развития необходимо знать и завтрашний день развития, а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития.

Ведущая деятельность – это 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (н-р, в игре-воображение, в учении – логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Т.о. ведущая деятельность – та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: