Цели, принципы, методы преподавания психологии как науки

Государственный стандарт образования:

Учебный план и программа преподавания психологии:

На основе гос. образ-го стандартов высшего проф. образования университет, институт самостоятельно разрабатывает учебные планы. Уч. план включ. в себя:

1. перечень уч.дисциплин, изучаемых по данной программе

2. распределение по семестрам и последовательность их изучения

3. трудоемкость их изучения

4. формы уч.занятий (лекции, семинары, практ.занятия, самост.работа)

5. виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсо­вая или дипломная работа).

На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины. Учебная программа обычно содержит:

1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;

2) пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;

3) краткое описание содержания изучаемых тем;

1) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.

Учебная программа является, с одной стороны, официальным документом, хранящимся на кафедре и свидетельствующим о том, насколько в преподаваемой дисциплине отражаются требования государственного образовательного стандарта, а с другой стороны, рабочим документом, на основе которого преподаватель строит процесс обучения.

Существует три способа построения учебных программ: линейный, концентрический, спиралевидный.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз.

Концентрическое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. В преподавании психологии в настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ.

При спиральном способе построения про грамм расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Цели преподавания и принципы обучения психологии:

Цели преподавания психологии определяются, с одной стороны, содержанием научно-психологических знаний, а с другой стороны, типом образовательной программы, в рамках которой эти знания преподаются.

В. Я. Ляурдис полагает, что «цель обучения психологии - теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности».

Рассмотрим цели, которые ставятся при обучении учащихся, студентов, аспирантов (адъюнктов) по разным образовательным программам:

1. базовое психологическое образование.

цели: 1. обучение фундаментальным псих.знаниям

2. обуч.прикладным псих.знаниям, 3. обуч. научно-исследовательским умениям. 4. формирование псих. культуры.

2. Осн. программы послевуз. проф. образ-я по псих. специальностям.

цели: углубленное изучение аспирантами псих. дисциплин по научн. спец-ти; обуч. знаниям, умениям и навыкам научно-исследов. работы; обуч. умениям Пед. деят-ти в сфере психологии

3. прогр. высш. проф го, среднего спец-го образ-я специалистов по работе с людьми

цели: обучение основам псих.знаний; знакомство с методами психологии; обуч. прикладным псих. знаниям, соответствующим проф-й специализации студентов

4. прогр. послевуз-го проф-го образ-я по различным научным специальностям

цели: обуч. основам знаний по соврем. научной и практич. псих-и; обучение умениям применения псих. знаний для эффективной организации преподав. деят-ти

5. прогр. СОШ (полной)

цели: обуч. псих. знаниям; знакомство с методами псих. познания и псих. практики; проф. ориентация

6. прогр. начальной и основной школы:

цели: знакомство с миром псих.явлений для формирования мировоззрения учащихся; знакомство с познават.процессами, эмоц-ми, волевыми явлениями, индивидуальными особенностями личности, психологией общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: