Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.
Каждое изменение объема производства конкурента (или, что то же самое, устанавливаемый им цен) ведет к формированию новой кривой спроса для данной фирмы.
Отсутствие каких-либо вариантов координации погружает олигополиста в полное неведение относительно намерений конкурентов. Позволяющая анализировать такую ситуацию модель ломаной кривой спроса была предложена независимо П. Cyизи, а также P. Хитчем и К. Холлом в 1939 году, затем она развивалась и видоизменялась целым рядом исследователей некоординированной олигополии.
Пусть фирма находится в некоторой неоптимальной точке А (выпуск продукции , цена ,) своей кривой спроса D1 и стремится перейти из нее в точку О1 дающую максимальные прибыли (MC= ). Как отреагируют на необходимое для этого снижение цен конкуренты? Вполне возможно, что они не увидят в этом серьезной угрозы для себя и ничего не предпримут. Тогда фирме благополучно удастся достичь точки O1.
|
|
Однако более вероятно, что в какой-то момент конкуренты сочтут свои интересы ущемленными. Ведь расширение сбыта данной фирмой означает, что кривая спроса на их продукцию падает. Поэтому они могут сами снизить цены и за счет этого расширить сбыт. Для рассматриваемой фирмы такие действия обернутся снижением спроса. Скажем, если конкуренты начнут ответное снижение цен после того, как цена товаров рассматриваемой фирмы упадет до , то начиная с точки N кривую спроса D1 сменит новая, более резко падающая кривая D2.
Уменьшение эластичности спроса обусловлено тем, что до точки N каждое понижение иены помимо естественного увеличения спроса вызывало ещё и поток «перебежчиков» от не снизивших свои цены конкурентов. После точки N конкуренты также начинают понижать цены. Поток «перебежчиков» иссякает, и в ходе дальнейшего уменьшения цен спрос растет куда слабее, т.е. менее эластично.