7)Монополия – это состояние рынка, при котором на нем действует только один единственный человек. Несовершенная конкуренция здесь достигается наивысшей степени. Достоинства монополии:
1) возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
2)возможность использования достижений научно-технического прогресса;
3) возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги
4) нет дополнительных издержек на рекламу
5)полнота имеющийся информации монополиста
1)они приводят к неэффективному распределению ресурсов;
2)деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.
3)Х-неэффективность
4) «мертвый груз» монополии
Рассмотрим треугольник OmOM. Его часто называют мертвым грузом. Он представляет собой пропавший объем производства как для монополиста, так и потребителя. Так как MC проходит ниже кривой спроса D. Т.е. на интервале Qm до Q для каждой единицы продукции существует потребитель готовый заплатить больше, чем ее издержки. 377 стр. Выражаясь формальным языком можно сказать, что «мертвый груз» состоит в потери части платежеспособного спроса, для которой справедливо: D>MC, MC>MR. Своеобразным способом смягчения остроты недопроизводства без нарушения интересов монополиста является ценовая дискриминация.
Х-неэффективность одна из особенностей рыночного поведения монополиста. Например, если фирма не будет снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников. Фирма в данном случае оказывается экстрамаржинальной и оказывается вынуждена уйти с рынка. В случае с монополией этот ограничитель отпадает. Ведь конкурентов у монополиста нет. В целом х-неэффективность называют бесхозяйственное видение дел, следствием которого является увеличение издержек выше объективно обусловленного уровня.
Добавить только график с 376 стр.