Изменение кривой спроса порождает и новую кривую предельного дохода (вместо MR1 возникнет кривая MK2). При этом если кривая спроса приобретает ломанную форму, то для кривой предельного дохода становится характерным разрыв (в ней появляется вертикальный участок).
Точка О1 в этой ситуации перестает быть оптимальной, т.е. обеспечивающей наивысшую прибыль. Ведь MR2 и MC пересекаются совсем в другом месте, следовательно, для точки О1 более не выполняется правило MC=MR. Да она и не достижима вообще в соответствии с новой кривой спроса продать объем продукции Q1 по цене P1 просто невозможно. Ведь точка O1 лежит выше кривой спроса D2. Другими словами, первоначальная цель максимизации прибыл и, ради которой, собственно, и начиналось снижение пен, становится нереальной.
Не очевидно и то, что успехом завершится движение из N к новой оптимальной точке O2, расположенной на пересечении MC и MR2. Ведь на новое снижение цен конкуренты могут ответить ещё более резкими контрмерами. И тогда кривую спроса D2 сменит еще ниже расположенная кривая (на графике не изображена). Точка O2 также станет недостижимой. Другими словами, проявляя упорство в снижении цен, фирма-олигополист рискует вызвать цепную реакцию ответных мер конкурентов и снижения спроса на свою продукцию. И в итоге не повысить свою прибыль, а уменьшить ее.
Принципиально то же самое происходит и при повышении цен. Только в этом случае фактором неопределенности являются уже не «санкции» конкурентов, а возможная «поддержка» с их стороны. Те могут присоединиться к повышению цен, и тогда потеря клиентов данной фирмой будет невелика (в условиях всеобщего подорожания покупатели не найдут более выгодных предложений и сохранят верность товарам фирмы). Но конкуренты могут и не поднять цены, предпочитая за счет их низкого уровня увеличить свою долю на рынке. При таком варианте потеря популярности товаров, вздорожавших по сравнению с аналогами, окажется значительной.
Таким образом, и при понижении, и при повышении цен кривая спроса на продукцию фирмы и условиях некоординированной олигополии получается ломаной. До момента начала активной реакции конкурентов она следует по одной «траектории», а после него — по другой.







