Является ли предприниматель лицом, склонным к риску? Всегда ли одинаково его отношение к риску?

Предпринимателей – самых расчётливых и приспособленных к условиях рынка субъектов – часто считают любителями риска.

Предприниматель вкладывает деньги в проект, тогда как большинство предпочитает безрисково хранить их в надежном банке или (как в России) «под подушкой». С его точки зрения вероятность возможных финансовых потерь не является высокой, как она видится остальным. Это позволяет ему брать на себя ответственность за результаты предвидения будущей рыночной конъюнктуры и гарантировать фиксированный доход сомневающимся и робким в обмен на действительный результат их труда. Более того, проведение стратегии последовательного любителя риска в реальности является слишком авантюрным способом ведения бизнеса: фирма в отличие от заядлых игроков не может каждый раз ставить на карту всё, что у неё есть. Поэтому в большинстве ситуаций предприниматель является не искателем, а противником риска.

Суммируя особенности отношения бизнесменов к риску, отметим:

1) Более рациональный подход к изучению проэктов. Мало кто, принимая повседневные решения, взвешивает столь же объективно их шансы и риски, как делает это предприниматель. Там, где у человека преобладают эмоции, у фирмы первенствует расчет и лишь на его фоне как доп. Оттенок проявляется ее склонность к риску или к ее неприятию.

2) Иную оценку шансов и рисков предпринимателем по сравнению с не участвующими в проекте людьми. Обычно приглянувшаяся предпринимателю бизнес-идея делает его оптимистом при оценке ожидаемой вероятности успеха и сближает в этом отношении с любителям риска.

3) Преобладание неприятия риска в качестве обычной бизнес практики. В фирмах, руководимых наёмными менеджерами, данная тенденция проявляется сильнее, чем в тех, где у руля стоит сам хозяин.

4) Изменение отношения к риску в зависимости от состояния дел. Скажем, будучи прижатой «к стенке», она может пойти на серьёзный риск. При менее жёсткой атаке она его, вероятно, отвергла бы.

Как видим, в поведении фирмы переплетаются все три основных типа отношения к риску:

а) нейтральных к риску;

б) любителей риска;

в) испытывающих антипатию к риску, или противников риска.

В основной своей массе люди не склонны к рисковой деятельности. Такое поведение обычно объясняется, помимо особенностей человеческой психики, действием закона убывающей предельной полезности.

В случае проигрыша ваши убытки будут в условных единицах полезности больше, чем ваше приобретение в случае выигрыша. Таким образом, в категориях полезности ситуация выглядит иначе, чем в денежном исчислении, и вы не будете склонны рисковать. Вот почему необходимо различать математическое ожидание денежной суммы выигрыша и ее ожидаемую полезность. Это получило название эффекта владения: люди гораздо выше оценивают то, чем они владеют, чем то, что пока им не принадлежит.

Существуют люди, которые все же склонны идти на риск. Само понятие предпринимательства всегда связано с большим или меньшим риском. Для людей, склонных к рисковой деятельности, ощутимее будет радость выигрыша, чем неудовольствие от прогрыша.

В случае нейтрального отношения к риску кривая общей полезности будет приобретать вид прямой линии. Но и предельная полезность не меняется, поэтому в условных единицах полезности ожидаемая полезность будет также равна нулю. Таким образом, мы видим, что для людей, безразличным к риску, положительные эмоции от выигрыша равны отрицательным эмоциям от проигрыша.

С точки зрения теории ожидаемой полезности все три рассмотренные варианта выбора будут рациональными.

Способы снижения: - страхование – процедура позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на неопределенность малых

1) Объединение риска – способ снижения при котором риск делиться между несколькими участниками, так что потери каждого не так велики.

2) Распределение риска - способ страхования, применяемый в случае возможного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя Страховые обязательства.

3)Диверсификация – повышение риска от покупки одного товара означает понижение риска от покупки другого

4) поиск информации

49. Сравните ценообразование при совершенной и несовершенной конкуренции. Объяснить и показать графически

В условиях несовершенного рынка ценообразование превращается в активный и управляемый менеджерами процесс.

При совершенной конкуренции фирма не может завысить цену. В противно случае покупать товары будут не у нее, а у конкурентов. В силу этого фирма не стремится и к искусственному снижению объема производства. Напротив, чем больше выпуск продукции, тем больше выручка фирмы. Точно так же отсутствуют стимулы к снижению цен: горизонтальная форма кривой спроса гарантирует, что даже по существующей цене рынок готов поглотить всю продукцию, которую может предложить фирма.

Другими словами, позиция ценополучателя, механически подчиняющегося сложившейся на рынке цене, является единственно рациональной с позиции самой фирмы.

При несовершенной конкуренции объемы реализации прямо зависят от уровня цен. Если фирма понижает цену, она вполне может достичь увеличения своей доли на рынке. Можно решить и обратную задачу- добиться повышения рыночных цен. Манипуляция ценами и объемом выпуска в условиях несовершенной конкуренции, можно обеспечить себе экономические прибыли

Получается, что из ценополучателя фирма превращается в формирователя цен. В зависимости от стоящих перед фирмой целей менеджер волен определять ту или иную ценовую политику и соответствующую ей методику ценообразования.

48. Сравните достоинства и недостатки ценовой и неценовой конкуренции с учетом факторов дифференциации товара: качество, реклама, сервис, местоположение. Объяснить с использованием графиков.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

Данная конкуренция имеет ряд недостатков. Во-первых, стоит вспомнить, что вы занижаете цену, то есть вы получаете меньший процент прибыли, чем запланировано. Тем более, что во многих бизнесах цена на товар или услугу стоит совсем недалеко от грани безубыточности. То есть, при небольшой ошибке в подсчетах вы можете легко оказаться в убытке, сколько бы клиентов вы ни обслужили. Ценовая конкуренция действительно сложная в понимании и еще более сложна в использовании. О постулатах честной ценовой конкуренции говорить сложно, так как честно держать цену на уровне определенного процента прибыли, не давая конкурентам повысить ее – это слишком благородные цели для современного бизнеса. Ценовая конкуренция может помочь вам получить клиентов, но просчитать ее выгоды достаточно сложно

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

«+» нецен.конкур: 1. Ценовые схватки оказались невыгодными для всех участников борьбы, причем особенно губительны они для мелких и средних фирм.

2. усложнились запросы потребителей. Стало возможным привлекать потребителей повышенным качеством, особыми свойствами товара т\е удачная дифференциация товара - способ ухода от конкуренции вообще.

3. Затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе обходятся фирме дешевле, чем расходы на конкуренцию ценовую.

Среди других неценовых факторов, определяющих объем спроса, следует отметить: доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета; цены на другие товары (Pa... Рn), часть которых тесно связана между собой, например, взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары; вкусы покупателей (T), на которые влияет множество факторов  от изменчивой моды до национальных традиций; общее число покупателей или размер рынка (N); ожидания покупателей, включая инфляционные (W); прочие факторы (B).

С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:

QD  f (P, I, Pa...Pn, T, N, W, B).

Если изменение цены в графической интерпретации спроса означало движение вдоль кривой спроса, то изменение неценовых факторов спроса ведет к сдвигу кривой спроса вправо или влево.

Допустим, вследствие уменьшения дохода произошло уменьшение потребительского бюджета и обусловленного им спроса. В нашем примере из-за этого кривая спроса сместится из положения D в положение D2 и при прежней цене колбасы станут покупать меньше (Q2 вместо Q).

Соответственно противоположное событие  рост дохода  приведет к увеличению спроса это сдвиг кривой от D к D1).

ßСдвиги кривой спроса

Действие неценовых факторов спроса (детерминант спроса) зачастую может нейтрализовать влияние цены, т. е. изменение количества покупаемых товаров может происходить внешне независимо от движения цен. Например, если повышение цен и увеличение дохода будут происходить одновременно, то на графике вполне может возникнуть траектория, обозначенная нами точками A, B и С. При первом взгляде на нее может складывается впечатление, что нарушен закон спроса: ведь несмотря на рост цен (от РА до РС) физический объем спроса растет (от QА до QС). В действительности негативное влияние роста цен здесь просто маскируется ростом доходов. Рост цен сократил бы размеры спроса, но из-за роста дохода кривая спроса последовательно перемещалась из положения D2 в положение D, а затем и D1, что вызвало увеличение спроса. Легко видеть, что не будь этого смещения и продолжай действовать кривая спроса D2, даже подъем цен от РА до РB неминуемо вызвал бы резкое снижение спроса.Для выявления влияния того или иного фактора на размер спроса следует абстрагироваться от влияния всех других факторов, т. е. воспользоваться принципом «при прочих равных условиях». Для этого надо, чтобы все параметры, кроме анализируемого, оставались неизменными. Рассмотрим некоторые из перечисленных неценовых факторов спроса:

Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рын­ке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производи­мым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:

•разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;

• различные услуги и условия, связанные с продажей про­дукта (качество обслуживания);

• различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом микрорайоне может конкури­ровать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассорти­мент предлагаемых товаров);

• мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые раз­личия, которые навязываются потребителям.

Дифференциация продукции может проявиться в следующих направлениях:

1. Различия в качестве.

2. Предоставление сопутствующих услуг (доставка, гарантийное обслуживание и т.д.).

3. Представление продукта на рынок (реклама).

4. Близость места сбыта продукции к месту проживания потребителя.

5. Система скидок

Факторами дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т. е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок, наличие ручек для переноса и т.п.). При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке (существующем долгое время, потребители на таком рынке придирчивы к деталям и часто пресыщены разнообразным ассортиментом) именно дополнительные свойства определяют спрос на продукцию. Так, один из крупнейших успехов в истории компании «Пепси-кола» связан с введением полуторалитровых пластиковых бутылок (для вас они естественны, а когда-то это было решающим нововведением, потому что газированные содовые напитки продавались только в маленьких стеклянных бутылках).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: