Характерные черты музыкального творчества в XVII в.
- Отход от строгих канонов церковного пения. Появление музыкальных произведений духовного характера («кантов») для трёх голосов, исполнявшихся вне церкви.
- Становление новой унифицированной и точной линейной записи нотного текста.
Театр в XVII в.
- Развитие народного «балаганного» театра и борьба властей против «бесовских игр», подрывающих веру.
- Возникновение и деятельность по инициативе А. С. Матвеева придворного театра из жителей немецкой слободы под руководством пастора Грегори (1672). Постепенное «обрусение» состава актёров.
Русская драматургия как и русская рифмованная поэзия развивалась в тесной связи с творчеством С. Полоцкого. Стимулом для развития последней стало создание придворного театра, который царь Алексей Михайлович завел в 1672 г. Сделал он это не без колебаний и после совета с духовником, обратившись затем к помощи пастора лютеранской церкви, что находилась в Немецкой слободе. Пастор набрал труппу из 60 иностранцев, потом к ней добавились русские актеры и театр начал ставить пьесы на библейские темы, которые игрались на немецком и русском языках. Именно для этого театра С. Полоцкий написал «Комедию притчи о блудном сыне».