Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на позитивную и негативную.
Негативная – это вид исследований, применяемых при различных состояниях нарушениях как психического, так и соматического здоровья, целью которого является постановка диагноза, выявление патологических механизмов функционирования, акцентуаций и тому подобное; дифференциация их от других, похожих нарушений и состояний. Результаты негативной диагностики применяются в психиатрии, нейропсихологии, психокоррекции и многом другом.
Позитивная диагностика используется для выявления личностных (индивидуальных) особенностей психики человека, характера протекания некоторых его психических функций и ряда других. Данные, полученные в этом виде диагностики, применимы во многих прикладных сферах (например, при различных профессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном и групповом консультировании и тому подобное)
К задачам клинического психолога в области психодиагностики относится:
· умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспертизы;
· создание необходимого психологического контакта и адекватный текущий контроль психологической дистанции;
· планирование и организация исследований;
· выбор адекватного методического аппарата;
· умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и другое;
· владение основными интерпретационными схемами и подходами, адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении;
· владение основными клинико-психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, естественный эксперимент);
· владение основными экспериментально-психологическими методиками, направленными на исследование психических функций, процессов и состояний: восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, личности, мотивационных характеристик и потребностей, самосознания и межличностных отношений;
· владение основными приемами нейропсихологического исследования (методы оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и другое);
· владение основами компьютерной диагностики.
Условно все виды диагностик, используемых в рамках клинической психологии, можно разделить следующим образом:
1) нозологическая (с помощью нозологических единиц).
Симптомы – общие признаки психических нарушений, которые можно увидеть у разных людей. Но симптом – единичный и малоинформативный признак болезни, поэтому следующим этапом стало выделение синдромов – закономерных сочетаний симптомов.
Клинико-психологический синдром, в отличие от медицинского (рядоположного набора), это структура, система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств личности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который связан со всеми изменениями.
2) топическая – участие психологов в определении места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.
3) индивидуально-психологическая – диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент, акцентуации, психопатии).
Здесь же возможна другая цель – дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.
4) функциональная – в рамках какой-либо экспертизы в зависимости от задачи – ВТЭК (врачебно-трудовая экспертиза), судебная и тому подобное.
5) диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза для определения (и рекомендаций) случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.
6) диагностика, связанная с различными формами психологического воздействия, в том числе психологической коррекцией и психотерапией. Психологическая диагностика должна предшествовать воздействию, необходима в процессе коррекции и в конце, после воздействия. Особенно важна катамнестическая оценка (через некоторое время).