double arrow

Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных и смешанных благ


ТЕМА 13: Общественные блага

План:

1. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных и смешанных благ.

2. Особенности спроса на чистые общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.

3. Производство общественных благ . Эффективный объем производства общественных благ

Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных и смешанных благ.

Классификация экономических благ базируется на таких двух критериях как тип присвоения, регулирующий доступность блага в потреблении и характер распределения его полезности среди потребителей в процессе потребления блага.

В рамках первого критерия выделяются такие признаки блага, как его исключаемость и неисключаемость.

Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом делает это благо недоступным для всех остальных. Потребление такого блага возможно только на основе эквивалентного рыночного обмена. Например, потребление купленного на рынке яблок Петровым делает это недоступным для Иванова.

Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствовать кому-нибудь участвовать в приобретении блага. В соответствии с данным принципом даже лица, которые не заплатили за благо, не могут быть исключены из числа его потребителей. Например, просмотр передач общественного телевидения Ивановым не исключает из этого процесса Петрова.




В рамках второго критерия выделяются такие признаки благ, как избирательность (конкурентность) и неизбирательность (неконкурентность).

Избирательность (конкурентность) в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления блага одним субъектом делает невозможным получение этих выгод другими субъектами. В результате потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага. Приобретение блага одним субъектом лишает возможности его приобретения всеми другими субъектами, и, соответственно, потребители вынуждены конкурировать за право приобретения и потребления блага. Например, потребление яблока Ивановым делает невозможным это для Петрова и они вынуждены конкурировать между собой за получение выгод от потребления данного яблока.

Неизбирательность (неконкурентность) в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения таких же выгод от потребления данного блага другими субъектами. Например, и Иванов, и Петров могут получать удовольствие от просмотра общественного телевидения одновременно.

Указанные признаки позволяют разделить блага на частные и общественные.

Благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости, является чистым частным благом. Оно доступно в потреблении и полезно только его владельцу. Такие блага могут быть оценены и поштучно проданы на рынке, и поэтому они наиболее отвечают требованиям рыночного обмена. Покупка пакета чипсов кем-то исключает их доступность для других, а заключенная в них полезность удовлетворяет потребности только данного покупателя.



Чистое частное благо можно определить как благо, доступное в потреблении и (приносящее полезность) удовлетворяющее потребности только его владельца.

Благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости, является чистым общественным благом. Его предоставление одному лицу невозможно без предоставления всем другим, и потребляется оно сообща. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от этого блага, не уменьшая при этом полезности, извлекаемой из него другими гражданами. При этом никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Например, каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от прогноза погоды, не уменьшая при этом полезности, извлекаемой другими.

Чистое общественное благо можно определить как благо, которое не может быть предоставлено кому-то отдельно, а потребляется сообща и приносит полезность всем его потребителям.

Общественными можно считать следующие блага:

· информационные (непрерывные, например, радио и телевидение);
· локальные (доступные представителям отдельного региона или социальной группы, например районные библиотеки);
· ограниченного пользования (они доступны для одновременного использования ограниченному числу потребителей, например автомобильный мост в часы «пик»);
· дискретные (картины в музеях), бесплатные (услуги опорных пунктов правопорядка), с положительной ценой (услуги общественного транспорта), с отрицательной ценой (высшее образование).

Для предоставления общественных благ требуются частные блага, объем которых ограничивается суммарными доходами государства, образующимися, в частности, от поступления различных налогов и сборов.









Сейчас читают про: