Особенности спроса на чистые общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага

Спрос на чистые общественные блага складывается в соответствии с теми же принципами, что и спрос на чистые частные блага.

В обоих случаях реализуется принцип убывающей предельной полезности. Поскольку предельная выгода (МВ) от потребления каждой дополнительной единицы чистого общественного блага является убывающей, кривая индивидуального спроса на него имеет нисходящий наклон, так же как и кривая спроса на чистое частное благо (Рис.13.3а и 13.3б).

Рис.13.а, 13 б - Предельная общественная полезность чистого общественного блага для каждого данного объема потребления представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех потребителей.

Однако за этим внешним сходством скрываются существенные различия.

Во-первых, чистые общественные блага невозможно продавать «поштучно», они являются неделимыми и потребляются всеми потребителями совместно. Их потребление не является исключительным правом отдельных людей, и они могут быть потреблены даже теми людьми, которые решили их не покупать. За единицу этого блага не назначается цена, и все потребители используют объем выпуска целиком, т.е. в данный момент времени они потребляют одинаковое количество общественного блага. Таким образом, при любом объеме предложения объем потребления этого блага каждым потребителем равняется объему предложения:

где QS -общий объем предложения,

qi - объем потребления блага каждым из N потребителей, i =1,…., N.

Например, при осуществлении прогноза погоды каждый отдельный гражданин страны потребляет это благо в одинаковом объеме и полностью.

Во-вторых, величина предельной выгоды, которая извлекается одним потребителем при потреблении чистого общественного блага, не снижает предельной выгоды от него для других потребителей. При этом все потребители получают выгоды одновременно.

Из этого вытекает, что предельная общественная полезность чистого общественного блага для каждого данного объема потребления представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех потребителей:

где -предельная общественная полезность,

МВ - предельная индивидуальная полезность, i =1,…., N

На рис. 13.3 отражены важные различия между кривыми спроса на чистое общественное и чистое частное благо. Для чистого частного блага (Рис. 13.3а) совокупный объем спроса при определенной цене формируется путем суммирования соответствующих значений индивидуальных функций спроса (qА (Р), qВ (Р), qС (Р)) по горизонтали. Кривая спроса на чистое частное благо получается путем сложения объемов спроса для каждой цены вдоль оси абсцисс. Следовательно, совокупный объем спроса QД при цене Р1 можно рассчитать по формуле:

QД = ∑qi,

где i =1, …, N.

Из графика а (Рис. 13.3) видно, что при имеющихся трех потребителях и цене блага Р1 совокупный объем спроса на чистое частное благо составит сумму объемов спроса всех трех потребителей QД= ∑qi=12. В данном случае по цене Р1 потребитель А покупает две единицы, потребитель В – четыре единицы и потребитель С – шесть единиц, а совокупный объем спроса будет равен двенадцати единицам чистого частного блага. Для достижения рыночного равновесия необходимо, чтобы объем спроса равнялся объему предложения.

Совокупный спрос на чистое общественное благо складывается как сумма предельных полезностей каждого отдельного потребителя этого блага (Рис. 13.3 б). Индивидуальные линии предельных полезностей, свидетельствующие о готовности данных потребителей платить, отражают функции их спроса на данное благо (ДА;ДВ;ДС).

В результате линия общественной предельной полезности (Д), свидетельствующая о готовности общества оплачивать общественное благо, выступает линией совокупного спроса на это благо. Кривая совокупного спроса на чистое общественное благо выводится путем сложения индивидуальных предельных полезностей для каждого его объема вдоль оси ординат. Каждый из N- потребителей всегда потребляет одинаковое количество блага. На графике б (Рис. 13.2) потребляемый рыночный объем блага составляет 6 единиц, т.е. QS=6. Предлагаемые 6 единиц блага потребляют все потребители. При этом потребитель А готов платить за единицу блага 10 денежных единиц (РА=10), что соответствует его субъективной оценке получаемой им предельной полезности (ДА=МВА). Потребитель В готов платить за единицу блага 20 денежных единиц (РВ=20), поскольку такова его субъективная оценка получаемой им предельной полезности (ДВ=МВВ), а потребитель С согласен платить за единицу блага 30 денежных единиц (РС=30), это его субъективная оценка получаемой им предельной полезности от потребляемого блага (ДС=МВС). Так как все трое потребляют одинаковое количество общественного блага, то вместе они готовы платить за общественное благо 60 денежных единиц (10+20+30).

Это и будет совокупный спрос на данное количество предлагаемого чистого общественного блага.

Формирование спроса на чистое общественное благо имеет ряд особенностей:

· во-первых, потребление чистого общественного блага нельзя скорректировать в соответствии с потребностями каждого потребителя;
· во-вторых, не существует соответствия между издержками производства единицы блага и его ценой, которую готов заплатить каждый отдельный потребитель блага;
· в-третьих, цена, отражающая готовность потребителя платить за единицу блага, не является переменной величиной;
· в-четвертых, различная готовность потребителей платить за потребление одного и того же объема чистого общественного блага определяется уровнем получаемой ими предельной полезности. Оптимизация производства чистого общественного блага методом сравнения совокупных выгод и издержек. Общество заинтересовано в обеспечении общественными благами всех потенциальных потребителей и поэтому стремится к оптимизации объема их производства. Решая задачу оптимизации производства чистого общественного блага, несложно доказать, что это решение состоит в соизмерении получаемых обществом совокупных выгод (TSB) и необходимых для производства блага совокупных издержек (TSC). При этом оптимальным для общества явится такой объем чистого общественного блага, при котором разрыв между ними будет максимальным, в результате максимизируется чистая общественная выгода (NSB=TSB-TSC) (Рис.13.4.). Рис.13.4. Оптимальный объем чистого общественного блага. На рис.13.4 видно, что максимальное превышение совокупных общественных выгод (TSB) над совокупными общественными издержками (TSC) достигается при объеме чистого общественного блага в 6 единиц. Максимальная величина чистой общественной выгоды при этом составит 40 денежных единиц (NSB=50-10=40).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: