double arrow

Производство общественных благ. Эффективный объем производства общественных благ

Принцип соизмерения предельных выгод и предельных издержек при определении оптимального объема чистого общественного блага.

Для нахождения оптимального объема производства чистого общественного блага целесообразно использовать принцип соизмерения предельных выгод и предельных издержек (Рис.13.5). Чистое общественное благо следует производить в объеме, при котором предельные общественные выгоды (МSB) равны предельным общественным издержкам его производства (МSC), т.е. когда соблюдается равенство: МSB = МSC.

Рис.13.5. Определение оптимального объема выпуска чистого общественного блага.

Ввиду того, что предельная выгода (полезность) от предоставления дополнительной единицы чистого общественного блага достается всем потребителям, она представляет собой сумму предельных выгод (полезностей) всех потребителей, т.е. МSB =∑ МВi.

Это позволяет сделать вывод о том, что эффективным является такой объем производства чистого общественного блага, при котором предельная общественная выгода (полезность), представляющая собой сумму предельных выгод (полезность) всех потребителей, равна предельным общественным издержкам его производства:МSB = ∑ МВi = МSC.

При определении механизма установления эффективного объема производства общественного блага необходимо иметь ввиду следующее:

· во-первых, отсутствует соответствие между предельными издержками производства и суммой денег, которую готов заплатить за него каждый отдельный потребитель;
· во-вторых, оптимальным объем производства чистого общественного блага будет только тогда, когда совокупные общественные издержки его производства не будут выше затрат, которые общество готово за него заплатить.

Эффективный объем производства чистого общественного блага достигается тогда, когда предельная выгода (полезность) и предельные издержки равны.

Этот принцип применим и к частным, и к общественным благам. Однако в случае частных благ предельная полезность измеряется выгодой, которую получают потребители в отдельности.

В случае же общественных благ предельная выгода подсчитывается с помощью сложения этих оценок для всех потребителей, которые пользуются этим благом. Затем, чтобы определить эффективный уровень предоставления (производства) общественного блага, необходимо сравнить сумму этих предельных выгод с предельными издержками производства блага.

Рис.13.6. Механизм достижения оптимального объема общественного блага и выгоды от кооперации в потреблении.

Допустим, индивидуальный спрос на чистое общественное благо, к примеру, еще один фонарь уличного освещения, потребителя А отражен как ДА, потребителя В – как ДВ, а потребителя С – как ДС. (Рис.13.5). Если включение еще одного фонаря означает увеличение предоставления общего объема общественного блага до 4 единиц, то, как видно из рисунка 13.6, потребитель А готов за это платить 5 денежных единиц, потребитель В – 25 денежных единиц, а потребитель С – 45 денежных единиц.

Их совокупная готовность платить (МSВ=МВА+МВВ+МВС) составит: 5+25+45=75 денежных единиц. При предельных издержках производства блага МSС данный размер оплаты позволит достигнуть оптимального объема производства чистого общественного блага (Q'=4), когда общая готовность всех потребителей платить за благо равна предельным издержкам его производства (точка пересечения линий МSС и МSВ=Д).

Потребляя же благо индивидуально и руководствуясь при этом принципом равенства частных предельных выгод и издержек (МВ=МSС), ни один потребитель не согласен оплатить включение дополнительного фонаря, так как предельные издержки этого включения превышают готовность платить каждого из них: [МSC(Q'=4)=75] > [МВС(Q'=4)=45] > [МВВ(Q'=4)=25] > [МВА(Q'=4)=5].

При обособленном потреблении потребитель А согласился бы только на один фонарь, заплатив на него 15 денежных единиц: [МВС(1)= МВА(1)=15], потребитель В – на два фонаря, заплатив за это 35 денежных единиц: [МSС(2)= МВВ(2)=35] и потребитель С – на три фонаря, заплатив за это 50 денежных единиц: [МSС(3)= МВС(3)=50].

Однако сокращение, по сравнению с оптимальным (Q'=4), числа фонарей оборачивается снижением полезности для всех троих потребителей, так как [(5+25+45)x 4] > (15 x 1+35 x 2+50 x 3).

В противовес этому совместное потребление блага обеспечивает не только эффективный объем его потребления, но и прирост благосостояния всех потребителей, поскольку потребление чистого общественного блага одним потребителем не снижает его полезности для всех остальных.

Очевидно, что кооперация потребителей обеспечивает достижение эффективного объема чистого общественного блага. В нашем примере это четыре фонаря.

На достижение эффективного объема чистого общественного блага может оказывать влияние и принцип финансирования его производства. Поскольку чистое общественное благо достается всем потребителям в одинаковом объеме, то, казалось бы, можно со всех их брать одинаковую плату.

Однако, как видно из рисунка 13.6, установление одинаковой платы в 35 денежных единиц для всех потребителей (РА=РВ=РС=35) приведет к тому, что потребитель А будет вынужден отказаться от блага из-за превышения платы над получаемой им предельной полезностью (выгодой). Потребитель В будет вынужден самостоятельно платить больше (35 денежных единиц вместо 25) за оптимальный для себя, но меньший объем производства в две единицы блага, а потребитель С – еще больше - 50 денежных единиц вместо 45, опять же оптимальный для себя, но меньший объем производства в три единицы блага. Все три потребителя извлекли бы большую выгоду, если бы каждый из них платил за четыре единицы блага в соответствии с уровнем его предельных выгод (полезностей): потребитель А – 5 денежных единиц, потребитель В – 25 денежных единиц и потребитель С – 45 денежных единиц. При этом для них не важно, что потребитель В платил бы меньше, чем потребитель С, а потребитель А меньше чем каждый из них, поскольку в данном случае извлекаемся ими всеми полезность возрастает, а затраты снижаются. В итоге можно сделать вывод, что равная оплата чистых общественных благ имеющими разный уровень предельной полезности потребителями является неэффективной с позиций критерия эффективности по Парето.

В равновесии все потребители получают одно и то же количество чистого общественного блага. Невозможно улучшить положение кого-либо из них путем изменения его выплат или предлагаемого объема блага, не нанося ущерба другому потребителю. Поэтому объем выпуска и распределение издержек эффективны. В нашем примере каждый потребитель уплачивает за освещение ту сумму, которая отражает получаемую им предельную полезность (А – 5 денежных единиц, В – 25 денежных единиц и С – 45 денежных единиц).

Роль рынка в предоставлении общественных благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: