Оргпериод. Период первоначальной адаптации, первоначального сплочения коллектива

Период первоначальной адаптации, первоначального сплочения коллектива.

1. Доминирующая потребность: потребность в адаптации, т. е. в информации о нормах, требованиях нового коллектива, о своем положении в нем.

2. Эмоциональное состояние: общее эмоциональное напряжение ребят, связанное с дефицитом информации об удовлетворении своих потребностей в новой системе взаимоотношений.

3. Содержание межличностного общения: Информационный поиск с целью определить нормы, требования, цели и задачи деятельности нового коллектива; интенсивное узнавание товарищей с целью прогнозирования своего положения в сфере деловых и личных взаимоотношений; поиск друзей по однотипным интересам, ценностям, мотивам поведения.

4. Структура коллектива. Складывается официальная структура коллектива; идет процесс образования неофициальных групп эмоционально-психологического характера. Микрогруппы неустойчивы и не связаны между собой.

5. Педагогические задачи деятельности вожатого:

а) организация деятельности с целью делового и творческого общения в группе детей, связанной с выработкой общих целей, задач, перспектив совместной деятельности, связанной с выработкой общих норм и требований коллектива по отношению к каждому.

б) Помочь ребятам быстрее узнать друг друга, познакомиться с вожатыми. Общение важно построить таким образом, чтобы все ребята раскрылись в своих лучших проявлениях.

в) Добиться, чтобы ребятами были приняты привносимые педагогом цели, перспективы деятельности и законы взаимоотношений. Основная функция деятельности вожатого на данном этапе - организационная.

6. Наилучшие условия успешного педагогического воздействия:

n совместная деятельность; вожатый раскрывается в свете ожиданий ребят и их возрастных особенностей,

n характер организации коллектива способствует стремлению ребят к самостоятельности,

n обеспечена максимально активная позиция ребят, коллектив выступает субъектом деятельности,

n ребята представляют цель пребывания в отряде,

n характер деятельности наиболее разнообразен, непрерывен и обладает высоким темпом,

n вожатые добились эмоционального контакта с ребятами.

7. Содержание и формы деятельности. Деятельность должна быть непрерывной и максимально разнообразной. Познавательная деятельность может включать: знакомство с лагерем, с сотрудниками, друг с другом, с требованиями и нормами жизни в ЛОЛ. Отрядный и общелагерный сборы. Творческая деятельность состоит из выпуска газеты об отряде, сочинения эссе “Что я жду от своего пребывания в ЛОЛ”, выявление талантов (анкетирование, подготовка конкурсов). Трудовая деятельность включает дежурство по лагерю, его благоустройство, самообслуживание, другие необходимые виды труда. Игровая деятельность: игры-знакомства, игры для организации общения, разучивание традиционных летних игр. Интеллектуальная деятельность включает проведение интеллектуальных игр, беседы и дискуссии на различные темы. Также в этот период проводятся организационные сборы в отряде и дружине, планируется ход смены, ежедневно подводятся итоги дня.

2. Второй период летней смены.

Отношения развиваются по восходящей линии, хотя напряженность первых дней снимается.

1 Доминирующей потребности, которая бы объединяла весь коллектив, нет. Однако имеются потребности, объединяющие детей в отдельные группы по однозначным мотивам, интересам и ценностям.

2. Временно отсутствует единство среди членов коллектива, выясняя требования данного коллектива, одни удовлетворены и готовы действовать в соответствии с ними, другие стремятся уклониться от них, так как данные требования противоречат реально существующим потребностям и интересам.

3. а) Группы и отдельные члены коллектива находятся в скрытом напряжении между собой,

б) наблюдается напряженность во взаимоотношениях между ребятами с различной нравственной направленностью, между физически слабыми и сильными ребятами, между мальчиками и девочками,

в) может возникнуть конфликт потребностей, ценностей, мотивов.

г) наиболее интенсивное общение происходит внутри групп.

4. Сформирована официальная структура коллектива; она действует формально. Происходит разделение на группы по однозначным мотивам, ценностям, интересам.

5. Основная функция педагога - орбитральная.

6. Педагогические задачи:

n вызвать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства,

n вывести противоречия из сферы неофициальных отношений на арену общественного мнения,

n добиться единства оценок и мнений в коллективе по основным вопросам его жизнедеятельности,

n помочь ребятам в определении перспектив их коллективной деятельности или актуализировать ранее выдвинутую в первый период смены общественно-значимую цель деятельности.

7. Наилучшие условия педагогического руководства: на обсуждениях событий жизни коллектива (сборах, вечерах, разговорах) сочетать педагогическое руководство с созданием атмосферы откровенности, в которой каждому предоставляется возможность высказывать свою точку зрения

8. Смысл педагогического руководства: на основании анализа нравственно-психологического состояния предвидеть критические ситуации и принимать конкретные решения по их преодолению; актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение которых невозможно без объединения всех членов коллектива.

9. Содержание и формы деятельности коллектива: основное внимание уделяется работе с группами. Перед коллективом ставиться привлекательная для всех групп цель, перспектива. Содержание деятельности обогащается с учетом возможности участия в ней всех групп. Необходимо сочетать групповые и коллективные формы работы: соревнования с другими отрядами или между группами, где ребята могут добиться первых успехов.

Показателем успешной деятельности вожатого является то, что все группы начинают осознавать себя частью целого коллектива.




double arrow
Сейчас читают про: