Институт конкуренции. Подходы к исследованию конкуренции в экономической науке. Межотраслевая конкуренция и образование средней прибыли и цены производства

структурный подход Они рассматривают конкуренцию в качестве основной регулирующей силы при капитализме:

1) наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного продукта или ресурса;

2) свобода для покупателей и продавцов входить на те или иные рынки или покидать их.

функциональный (ролевой). основной характеристикой конкуренции следует считать выполняемые ею экономические функции. Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новыми товарами, новыми технологиями, новыми источниками обеспечения потребностей, новыми типами организаций

поведенческий подход рассматривают конкуренцию как постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, предприятий, фирм в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объём платежеспособного спроса потребителями, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. Конкуренция рассматривается как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

некоторые исследователи давая определение понятию «конкуренция», объединяют в нём все изложенные выше признаки (комплексный подход). «конкуренция - в области народного хозяйства деятельное соперничество нескольких лиц в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в своё исключительное обладание то или иное хозяйственное благо, и потому конкуренция всегда имеет характер борьбы». конкуренция – это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

В силу межотраслевой конкуренции, капиталисты тех отраслей, в которых норма прибыли ниже, чем в других отраслях, стремятся изъять свой капитал из этих отраслей и поместить его в отрасли с высокой нормой прибыли. Когда это стремление реализуется, изменяются размеры предложения продукции тех отраслей, в которые притекли новые капиталы. Если до этого притока размеры предложения и спроса на данный вид товаров были равны и цена товара совпадала со стоимостью, то теперь в силу превышения предложения над спросом неизбежно происходит понижение цены. Наоборот, в отраслях, из которых капитал ушёл, размеры производства товаров, естественно, сокращаются, предложение уменьшается и при том же объёме спроса неизбежно должна обнаружиться тенденция к повышению цен на этот вид товаров. Если понижение цен товаров в отраслях, куда капитал притекает, станет настолько значительным, что норма прибыли уже не будет выше, чем в других отраслях, то в эти отрасли прекратится приток капитала. Если же цена не будет обеспечивать обычной прибыли, то капиталисты начнут изымать свои капиталы из этой отрасли и вкладывать их в другие, приносящие более высокую норму прибыли. Миграция капиталов из одной отрасли в другую продолжается до тех пор, пока цены товаров не будут обеспечивать равновеликим капиталам различных отраслей производства одинаковую прибыль.Итак, конкуренция капиталов разных отраслей производства, их переливы обеспечивают такие пропорции в распределении капиталов между разными отраслями, при которых равные капиталы независимо от органического строения и скорости оборота приносят в среднем одинаковую прибыль. Выравнивание нормы прибыли предполагает определённый уровень цены для каждого вида товаров. Капиталистическая конкуренция между разными сферами производства ведёт к установлению таких средних цен, которые обеспечивают капиталам, занятым в разных отраслях, одинаковую общую, среднюю норму прибыли. Такая средняя цена товаров, как продуктов капитала, названа К. Марксом ценой производства. межотраслевая капиталистическая конкуренция преобразует стоимость товаров в цену производства, а нормы прибыли отдельных отраслей — в общую, среднюю норму прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: