Функция торгового капитала состоит в реализации имеющихся товаров и услуг с целью превращения товарного капитала в денежный капитал

Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изу­чение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торго­вого предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразо­вания, кредитования, импортирования товаров народного потребле­ния, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработ­ной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат соци­ального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к сни­жению объема продажи товаров.

Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокра­щением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.

Кроме расходов, связанных с производством товаров, предприятия и общество в целом затрачивают значительные средства на доведение готовой продукции до потребителя. Нередко по своей величине они превосходят затраты на производство. Произведенный товар надо перевозить, в процессе транспортировки погружать и разгружать, хранить на оптовых или перевалочных базах, доводить до розничной сети, подрабатывать, подсортировывать, рекламировать, упаковывать, наконец, продавать. Это так называемые расходы в сфере обращения товаров, т.е. издержки обращения. Как и производственные издержки они состоят из материальных затрат и расходов на оплату труда разной категории работников. Здесь есть свои организаторы сбыта, умелые управленцы, специалисты по качеству товаров и по рекламе, обученные продавцы.

По своей экономической сущности, источникам возмещения, влияния на стоимость и цену товара издержки обращения подразделяются на чистые и дополнительные. Сущность этого деления состоит в следующем: затраты на рекламу товаров, оплату труда продавцов, на содержание торговых помещений и ведение кассовых операций относятся к категории непроизводительных затрат. Труд людей, занятых на этих операциях, несмотря на его общественную полезность, также является непроизводительным трудом. Им не создается новая стоимость. Следовательно, такие расходы компенсируются за счет части прибавочной стоимости, которая передается торговцу промышленником за оказываемую услугу. Что касается расходов на транспортировку товаров, хранение нормальных их запасов на складах, подработку, подсортировку, упаковку, то они связаны с продолжением процесса производства, но уже в сфере обращения. Это производительные затраты и труд данной категории работников тоже является производительным. Им создается новая стоимость, которая присоединяется к производственным затратам, увеличивая тем самым стоимость товаров. Эти издержки возмещаются, таким образом, за счет вновь создаваемой стоимости. Одна ее часть принимает форму заработной платы данной категории работников, другая образует прибыль предпринимателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: