Сущность рынка его роль и функции

Рынок – обязательный компонент товарного производства. Становление понятия рынок шло постепенно. Сначала рынок рассматривался как несколько объектов. С развитием ремесел, городов и торговли, понятие и характеристики рынка совершенствуются. Углубление общественного разделения труда (ОРТ) привело к более сложному значению. В настоящее время рынок – это совокупность экономических связей между покупателями и продавцами по поводу обращения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов хозяйства.

Современная рыночная организация обеспечивает возможности производства и потребления посредством механизма конкуренции, спроса, предложения и цен.

Рыночное хозяйство зарождается там, где выполняются следующие условия:

• Существует ОРТ

• Существует частная собственность выраженная в экономической обособленности рынка.

Общественное разделение труда означает специализацию каждого отдельно взятого производителя на производстве определенного товара. Эти товары предназначены для личного потребления и для продажи на рынке. Полученный доход производитель использует на расширение производства и личные нужды. Наличие частной собственности, как основы частного интереса, является движущей силой в организации производства для получения богатства.

Частная собственность разъединяет производителей и способствует формированию конкурентной среды, которая приспосабливает производство к потребностям. Размер частной собственности определяет величину экономической свободы.

Таким образом, рынок – это система основанная на самоорганизации и взаимодействии спроса-предложения, цены и конкуренции.

Для нормального функционирования нужны дополнительные условия:

• Наличие постоянного резерва факторов производства и их мобильность;

• Развитая рыночная инфраструктура;

• Свободный доступ к информации.

Наличие резерва в виде капитала, труда и трудовых и природных факторов производства обеспечивает развитие производства и экономический рост, а их подвижность способствует эффективному размещению. В результате реализуется возможность конкурентного развития в экономике для удовлетворения общественных потребностей.

Развитая рыночная инфраструктура является необходимостью так как способствует продвижению товарно-денежных потоков. Инфраструктура способствует не только сбыту товара, но и привлечения дополнительных капиталов для развития производства. Она также обеспечивает непрерывность круговорота ресурсов, благ.

Современный рынок не может не может обойтись без информации. Информация – преобладающий фактор по отношению к природным ресурсам и капиталу.

Функции рынка:

1. Ценообразующие – связанная с образованием цен в зависимости от спроса и предложения.

2. Стимулирующая – побуждает производителя к созданию продукции с наименьшими затратами и получению максимальной прибыли.

3. Распределительная – обеспечивает пропорциональное развитие между производством и обменом, обменом и потреблением, регионами, сферами и отраслями.

4. Регулирующая – предполагающая соответствие объемов производства и потребления, поддержание спроса и предложения.

5. Дифференцирующая – которая способствует разделению производителей, обогащению одних и обеднению других.

6. Сканирующая – возможность рынка самостоятельно восстанавливаться.

Роль рынка:

1. рынок определяет объем, структуру и массу продукции которую надо произвести

2. рынок удовлетворяет спрос и изменяет предложение, обеспечивая тем самым сбалансированность экономического развития.

3. Рынок нацеливает товаропроизводителей на покрытие рыночного спроса.

4. Рынок выполняет санитарную роль, которая сводится к ликвидации неэффективных предприятий и устаревшего производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: