Рынок – обязательный компонент товарного производства. Становление понятия рынок шло постепенно. Сначала рынок рассматривался как несколько объектов. С развитием ремесел, городов и торговли, понятие и характеристики рынка совершенствуются. Углубление общественного разделения труда (ОРТ) привело к более сложному значению. В настоящее время рынок – это совокупность экономических связей между покупателями и продавцами по поводу обращения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов хозяйства.
Современная рыночная организация обеспечивает возможности производства и потребления посредством механизма конкуренции, спроса, предложения и цен.
Рыночное хозяйство зарождается там, где выполняются следующие условия:
• Существует ОРТ
• Существует частная собственность выраженная в экономической обособленности рынка.
Общественное разделение труда означает специализацию каждого отдельно взятого производителя на производстве определенного товара. Эти товары предназначены для личного потребления и для продажи на рынке. Полученный доход производитель использует на расширение производства и личные нужды. Наличие частной собственности, как основы частного интереса, является движущей силой в организации производства для получения богатства.
Частная собственность разъединяет производителей и способствует формированию конкурентной среды, которая приспосабливает производство к потребностям. Размер частной собственности определяет величину экономической свободы.
Таким образом, рынок – это система основанная на самоорганизации и взаимодействии спроса-предложения, цены и конкуренции.
Для нормального функционирования нужны дополнительные условия:
• Наличие постоянного резерва факторов производства и их мобильность;
• Развитая рыночная инфраструктура;
• Свободный доступ к информации.
Наличие резерва в виде капитала, труда и трудовых и природных факторов производства обеспечивает развитие производства и экономический рост, а их подвижность способствует эффективному размещению. В результате реализуется возможность конкурентного развития в экономике для удовлетворения общественных потребностей.
Развитая рыночная инфраструктура является необходимостью так как способствует продвижению товарно-денежных потоков. Инфраструктура способствует не только сбыту товара, но и привлечения дополнительных капиталов для развития производства. Она также обеспечивает непрерывность круговорота ресурсов, благ.
Современный рынок не может не может обойтись без информации. Информация – преобладающий фактор по отношению к природным ресурсам и капиталу.
Функции рынка:
1. Ценообразующие – связанная с образованием цен в зависимости от спроса и предложения.
2. Стимулирующая – побуждает производителя к созданию продукции с наименьшими затратами и получению максимальной прибыли.
3. Распределительная – обеспечивает пропорциональное развитие между производством и обменом, обменом и потреблением, регионами, сферами и отраслями.
4. Регулирующая – предполагающая соответствие объемов производства и потребления, поддержание спроса и предложения.
5. Дифференцирующая – которая способствует разделению производителей, обогащению одних и обеднению других.
6. Сканирующая – возможность рынка самостоятельно восстанавливаться.
Роль рынка:
1. рынок определяет объем, структуру и массу продукции которую надо произвести
2. рынок удовлетворяет спрос и изменяет предложение, обеспечивая тем самым сбалансированность экономического развития.
3. Рынок нацеливает товаропроизводителей на покрытие рыночного спроса.
4. Рынок выполняет санитарную роль, которая сводится к ликвидации неэффективных предприятий и устаревшего производства.