Структура, виды и сегментация рынка

Экономическая структура рынка определяется:

- функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

- структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия)

- особенностями сферы товарного обращения;

- уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;

- видами торговли.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:(рынки предметов потребления и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы.)

2. Рынки могут формироваться и по товарным группам: (рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления; рынки продовольственных товаров; рынки сырья и материалов и т. д.)

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки: внутрирегиональные; межрегиональные; республиканские; межреспубликанские; международные (мировые).

4. По степени ограничения конкуренции различают монопольный, олигопольный, межотраслевые рынки.

5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на: рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; рынки розничной торговли, когда продавцами выступают предприятия и организации, а покупателями — отдельные граждане; рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции (агропредприятия, фермы).

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные «теневые».

Виды рынков:

1. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары); рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

2. Рынки средств производства. В их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых.

3. Финансовые рынки. К их числу относятся рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

4. Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги; произведения литературы и искусства.

5. Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается в соответствии с законами рыночной экономики.

6. Региональные рынки. По территориальному признаку выделяются местные, региональные рынки; внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков).

Основные факторы сегментации рынка:

1. Географические: по регионам — Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток; по административному делению — республика, край, область, район, город; по плотности населения — город, пригород, сельская местность; по климатическим условиям — умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

2. Демографические: группировка населения по возрасту; по полу; размеру семьи; по уровню дохода; по профессиональному составу — научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные; по уровню образования; по религиозной принадлежности; по национальному составу.

3. Психографические: группировка населения по социальному составу — с низким, средним, высоким, очень высоким достатком; по стилю жизни — богемный, элитарный, молодежный, спортивный; по личным качествам — амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие: приобретение товаров носит случайный характер; поиску выгод при покупке товаров — изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены; статус постоянного клиента, степень потребности в продукте — необходим постоянно, время от времени; эмоциональное отношение к продукции — положительное, безразличное, негативное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: