Экономическая структура рынка определяется:
- функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
- структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия)
- особенностями сферы товарного обращения;
- уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;
- видами торговли.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:(рынки предметов потребления и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы.)
2. Рынки могут формироваться и по товарным группам: (рынки товаров производственного назначения; рынки товаров народного потребления; рынки продовольственных товаров; рынки сырья и материалов и т. д.)
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки: внутрирегиональные; межрегиональные; республиканские; межреспубликанские; международные (мировые).
4. По степени ограничения конкуренции различают монопольный, олигопольный, межотраслевые рынки.
5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на: рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; рынки розничной торговли, когда продавцами выступают предприятия и организации, а покупателями — отдельные граждане; рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции (агропредприятия, фермы).
6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные «теневые».
Виды рынков:
1. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары); рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
2. Рынки средств производства. В их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых.
3. Финансовые рынки. К их числу относятся рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
4. Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги; произведения литературы и искусства.
5. Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается в соответствии с законами рыночной экономики.
6. Региональные рынки. По территориальному признаку выделяются местные, региональные рынки; внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.
Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков).
Основные факторы сегментации рынка:
1. Географические: по регионам — Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток; по административному делению — республика, край, область, район, город; по плотности населения — город, пригород, сельская местность; по климатическим условиям — умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.
2. Демографические: группировка населения по возрасту; по полу; размеру семьи; по уровню дохода; по профессиональному составу — научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные; по уровню образования; по религиозной принадлежности; по национальному составу.
3. Психографические: группировка населения по социальному составу — с низким, средним, высоким, очень высоким достатком; по стилю жизни — богемный, элитарный, молодежный, спортивный; по личным качествам — амбициозные, авторитарные, импульсивные.
4. Поведенческие: приобретение товаров носит случайный характер; поиску выгод при покупке товаров — изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены; статус постоянного клиента, степень потребности в продукте — необходим постоянно, время от времени; эмоциональное отношение к продукции — положительное, безразличное, негативное.