Условия максимализации прибыли в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Влияние типа конкуренции на поведение фирмы довольно сложно.

На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции Единственное, что может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль, это изменить объемы производства. Чтобы определить, какое количество продукции фирма должна производить и продавать, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы. Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. единиц свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый телевизор) будет что-то добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это «что-то» — предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждый произведенный новый телевизор добавляет к общему доходу величину больше той, что он прибавляет к общим издержкам. Значит, разность между предельным доходом (МК) и предельными издержками (МС), т. е. прибыль (Р), увеличивается: Р = МК - МС

Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками Р = МС. Если Р больше МС, то производство необходимо расширять. Если Р меньше МС, то производство надо сокращать.

Когда фирма достигла такого соотношения, она не станет увеличивать производство, выпуск будет стабильным, отсюда название «равновесие фирмы». Экономика добивается максимальной экономической эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам. Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам. Дело в том, что если минимум средних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену. Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате отраслевое пред-ложение повысится, а цена упадет.

Рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет некоторые особенности. На рынке несовершенной конкуренции производитель (фирма) влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продажи следующих друг за другом единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а значит, и дополнительный, т. е. предельный, доход. Существуют два способа определения объема производства, при которых фирма получит максимальную прибыль. При первом способе сравнивают валовой доход и валовые издержки при каждом объеме производства.

При втором способе определения оптимального объема производства сравниваются предельный доход и предельные издержки.

Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, не станут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции: если МК > МС, производство следует расширять, если МК < МС, производство следует сокращать, если МК = МС, то фирма получает максимальную прибыль.

Вопрос №39.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: