Совокупный спрос (AD) – общий объем товаров и услуг в национальном масштабе, который потребители, предприятия и государство могут купить при различных уровнях цен.
Совокупный спрос – сумма всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках.
AD = C+I+G+X, где
С – совокупный спрос домохозяйств;
I – спрос на капитальное оборудование;
G – спрос на товары и услуги со стороны государства;
X – чистый экспорт (разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары).
Факторы его определяющие:
1ая группа факторов: формируют спрос на уровне отдельного товара (доход потребителей, их вкусы, цены на товары-заменители).
2ая группа факторов: оказывают воздействие в целом на совокупный спрос (AD). Если национальный доход растет, то и AD растет. Если доход покупателя повышается, то и спрос на товары увеличивается.
В соответствии с количественной теорией денег совокупный спрос можно выразить как:
AD = MV/P, где
М – денежная масса,
|
|
V – скорость оборота денег,
Р – уровень цен.
Ценовые факторы:
1. «Эффект %-ной ставки»: при росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит, что ведет к повышению %-ной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций. AD уменьшается.
2. «Эффект богатства»: при повышении уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население беднеет. AD сокращается.
3. «Эффект импортных закупок»: при повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные товары – возрастает, что ведет к снижению AD.
Неценовые факторы:
1. Изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния: рост населении, доходов, изменения в подоходном налоге.
2. Изменения в инвестиционных расходах, т.е. в объеме закупок, средств пр-ва, связанных с изменением уровня налогов на бизнес, уровнем использования производств. Мощностей.
3. Изменения в государственных расходах, вызываемые преимущественно политическими решениями.
4. Изменения в расходах на чистых экспорт, обусловленные уровнем доходов в стране, изменением валютного курса.
Вопрос №45.