Производственная практика входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Производственная практика является обязательным этапом обучения бакалавра психолого-педагогического образования и предусматривается ФГОС ВПО и учебным планом.
Практика тесно взаимосвязана со следующими дисциплинами: «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая и экспериментальная психология», «Педагогика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Образовательные программы начальной школы», «Психология подросткового возраста», «Самоопределение и профессиональная ориентация», «Конфликтология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психологическое консультирование», «Психолого-педагогическая коррекция», «Педагогическая психология», «Психологическая служба в образовании», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности».
Практика позволяет интегрировать знания, полученные в ходе изучения указанных дисциплин, осмыслить их в аспекте подготовки к осуществлению деятельности по психолого-педагогическому сопровождению педагогического процесса в образовательных учреждениях.
Для успешного прохождения практики необходимо, чтобы студент имел следующую подготовку: 1) понятие о предмете психологии и педагогики (психолого-педагогической действительности); 2) знания о психологических и педагогических теориях, составляющих основу практики обучения и воспитания детей; 3) понятие о психолого-педагогическом взаимодействии как сущностном признаке процессов обучения и воспитания; 4) знания о возрастных особенностях детей и подростков; 5) представление об образовательных программах для детей дошкольного возраста»; 6) представление программах общего школьного образования; 6) компетенции в области профессионального самоопределения личности; 7) знания о специфике деятельности психолога в учреждениях образования.
Во время прохождения производственной комплексной (преддипломной) психолого-педагогической практики студенты проводят психолого-педагогическое исследование по теме выпускной квалификационной работы.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:
В результате прохождения производственной практики студент должен: - знать:
- основные направления работы практического психолога в образовании;
- формы и методы организации диагностико-коррекционной работы;
- основные методы психологического исследования;
- документацию образовательного учреждения и порядок ее ведения;
- уметь:
- использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам на практике;
- наблюдать и анализировать образовательный процесс;
- планировать, проводить диагностику и коррекцию по разным психолого-педагогическим проблемам;
- пользоваться технологиями диагностико-коррекционного взаимодействия;
- фиксировать результаты диагностики и коррекции;
- анализировать проделанную работу и на основе этого делать выводы.
- владеть:
- навыками работы с документацией психолога школы;
- навыками использования разнообразного методического материала для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы;
- навыками консультативного общения с детьми, родителями, учителями, классными руководителями;
- умением анализировать собственную деятельность, профессиональной рефлексией.
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК-3 | владеет моральными нормами и основами нравственного поведения |
ОК-8 | способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий |
ОПК- 4 | готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов |
ОПК-5 | готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. |
ОПК-6 | способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды |
ОПК-8 | способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики |
ОПК-12 | способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства |
ПКД-1 | способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста |
ПКД-2 | готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ |
ПКД-3 | способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности |
ПКД-4 | готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении |
ПКД-5 | способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками |
ПКД-6 | способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников |
ПКНО-1 | способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы |
ПКНО-2 | способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности |
ПКНО-3 | способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося |
ПКНО-4 | готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе |
ПКНО-5 | готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ |
ПКНО-6 | готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к обучению в основной школе |
ПКНО-7 | готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками |
ПКНО-8 | способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников |
ПКПП-1 | способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития |
ПКПП-2 | готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи |
ПКПП-3 | способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики |
ПКПП-4 | способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий |
ПКПП-5 | способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей |
ПКПП-6 | способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности |
ПКПП-7 | способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка |
ПКПП-11 | способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги (совместно с психологом) для активизации профессионального самоопределения обучающихся |
ПКСПП-2 | готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи |