Технико-экономическая оценка модернизации отдельных видов техники (тракторов, сельскохозяйственных машин, автомобилей)

Данная технико-экономическая оценка может предусматривать модернизацию трактора (автомобиля или др. технического средства) как в целом, так и отдельных его узлов и агрегатов. Как правило, модернизация должна быть направлена на сокращение удельного расхода топлива, снижение металоемкости и повышение производительности. За пример возьмем определение технико-экономические показателей модернизированного трактора (автомобиля или др. технического средства) по сравнению с базовым.

Технико-экономическую оценку необходимо начать с определения стоимости модернизируемого автомобиля. Для этого можно использовать формулу 3.

Rох

Сизд. = Сб.м. – С у.с. + (Су.д. + С монт. + Снал.) · { 1 + --------- }, (3)

где:

Сизд – стоимость модернизированного автомобиля, руб.;

С б.м. – стоимость базового автомобиля, руб.;

Су.с. – стоимость базового двигателя, снимаемого с автомобиля, руб.;

Су.д.. – стоимость проектируемого двигателя, руб.;

Смонт., Снал. – стоимость монтажных и наладочных работ при установке проектируемого двигателя, руб.;

Rох – процент общехозяйственных расходов, Rох = 20,0 %.

Стоимость проектируемого двигателя определяем по формуле 4.

Мн

Су.д. = Су.с. · Кп · -------------, (4)

Мс

где:

Мн – масса проектируемого двигателя, кг;

Мс- масса базового двигателя, кг;

Кп – коэффициент прочности (Кп = 1,5).

Стоимость монтажных и наладочных работ определяется от стоимости проектируемого двигателя, с учетом коэффициента дополнительных затрат на монтаж и наладку (Км = 0,1).

Смонт. = Су.д. · Км, (5)

Дополнительные затраты на модернизацию находим как разницу между ценой модернизированного и базового автомобиля (Ц м – Ц б).

Технические параметры двигателя, такие как мощность двигателя для привода автомобиля, коэффициент учитывающий величину загрузки двигателя при движении автомобиля, снижение металлоемкости следует рассчитывать до экономического расчета.

При экономических расчетах следует определять параметры: расход топлива, эксплуатационные затраты, экономию средств и др.

Путевой расход топлива определяем по формуле:

Кп · KN · qe · Ne

Qs = -------------------------, (6)

10 · Va · Sт

где Qs – расход топлива на 100 км пробега, л;

Кп – коэффициент, учитывающий частоту вращения коленчатого вала;

KN – коэффициент, учитывающий величину нагрузки двигателя при движении автомобиля с одинаковой скоростью;

qe – удельный эффективный расход топлива, г/кВт.ч;

Ne – мощность для привода автомобиля, кВт;

Va – максимальная скорость движения автомобиля, км/ч;

Sт – плотность топлива, кг/л.

Для определения расхода снижения топлива (СQs) можно использовать формулу

Qsб – Qsп · 100

СQs = -------------------------, (7)

Qsб

где Qsб, Qsп – расход топлива в базовом и модернизированном вариантах.

Годовой расход топлива (Qr) рассчитывается по формуле

Lr · Qs

Qr = -----------------, (8)

где Lr – годовой пробег автомобиля, км.

Экономия топлива (∆ Т) определяется следующим образом

(Qrб – Qrп)

∆ Т = --------------------, (9)

где: Qrб, Qrп – годовой расход топлива в базовом и проектируемом вариантах, кг

Для определения балансовой стоимости автомобиля (Бс) необходимо учитывать его цену (Цб, Цм) и коэффициент транспортных и других наценок (Кт = 1,3).

Бсб = Цб · Кт, (10)

Бсм = Цм · Кт, (11)

Поскольку автомобиль является мобильным транспортным средством и на его эксплуатацию не требуется дополнительных монтажных работ, то балансовая стоимость автомобилей будет равна капитальным вложениям. Дополнительные капитальные вложения (∆ КВ) определяем как разницу между балансовыми стоимостями модернизированного и базового автомобилей:

∆ КВ = Бсм – Бсб, (12)

Для определения эксплуатационных затрат (Эз) на работу автомобилей необходимо рассчитать: годовые затраты на оплату труда водителей (Зп), затраты на ТСМ (Зтсм), затраты на амортизацию (За), затраты на текущий ремонт и ТО (Зтр).

Эз = (Зп + Зтсм + За + Зтр) · Кп, (13)

где Кп – коэффициент прочих прямых затрат (Кп = 1,1).

Все виды затрат рассчитываются по базовому и проектному вариантам.

Годовые затраты на оплату труда определяем по следующей формуле

Lr

Зп = Сч · Кд · --------- К соц, (14)

V c

где Сч – часовая тарифная ставка водителя, руб.;

Кд – коэффициент дополнительной оплаты труда (25 – 35 %);

К соц – коэффициент начислений на социальные нужды;

V c – средняя скорость движения автомобиля, км/ч.

Затраты на ТСМ определяем как произведение годового расхода топлива и стоимости одной его единицы:

Зтсм = Qr · Ц тсм, (15)

где Цтсм – стоимость единицы ТСМ, руб.

Затраты на амортизацию и текущий ремонт автомобиля

На(Нтр)

За = Бс · -----------, (16)

где На, Нтр – нормы амортизационных отчислений и отчислений на текущий ремонт, %

Для определения годовой экономии (Эг) необходимо найти разницу эксплуатационных затрат по базовому и проектируемому вариантам:

Эг = Эз б – Эз п, (17)

Удельные эксплуатационные затраты (Эуд):

Эз

Эуд = ----------, (18)

Lr

Для расчета снижения прямых эксплуатационных затрат (Сэз)

(Эудб – Эудп) · 100

Сэз = ------------------------------, (19)

Эудб

где Эудб, Эуд п – удельные эксплуатационные затраты в базовом и проектном вариантах.

Годовые приведенные затраты (Пз)

Пз = Эз + Ен · Бс, (20)

где Ен - норматив приведения разновременных затрат и результатов.

Для определения удельных приведенных затрат

Пз · 100

Пзуд. = -------------, (21)

Lr

Снижение приведенных затрат (Спз.уд.):

Пз.уд б – Пз.удп · 100

Спз.уд = ------------------------------, (22)

Пз.уд б

Годовой экономический эффект (Гэф)

Гэф = Пзб – Пзп, (23)

Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений (Т)

∆ КВ

Т = --------------, (24)

Эг

По результатам расчетов необходимо сделать обобщающие выводы о целесообразности данной модернизации.

Контрольные вопросы.

1. Каким образом определяется экономический эффект внедрения новой машины или оборудования?

2. Из чего складывается стоимость монтажных и наладочных работ при определении экономической эффективности?

3. Обозначьте основные формулы для определения расхода топлива.

4. Приведите основные показатели экономической эффективности.

Используемая литература.

1. Спицын И.А. Сельскохозяйственная техника и технологии, М. КолосС, 2006

2. Богданова, О.В. Методические рекомендации по экономическому обоснованию / О.В. Богданова, Н.О. Рахимова. Тверь: Агросфера, 2010. 55 с.

Подписано в печать

Формат 60×48 1/16. Бумага типографская.

Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ №

Издательство ТГСХА «АГРОСФЕРА».

Россия, 170904, г. Тверь, п. Сахарово,

ул. Василевского, д.7. Тел. (4822) 53-12-36


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: