Знания о социальной структуре и социальных отношениях

Прежний курс «Обществоведение» излагал вопросы о социальной структуре общества в традиционном для марксизма ключе. Сначала давались общетеоретические положения о классовом делении общества, основные признаки классов излагались по В. И. Ленину. Затем говорилось о классовых противоречиях капитализма. Далее основное внимание сосредотачивалось на социальных отношениях при социализме. Раскрывалась социальная структура общества трудящихся: два класса – рабочий и крестьянство, а также социальный слой – интеллигенция. В заключении шел разговор о тенденциях социального развития: необходимости преодоления классовых и других социальных различий и продвижения к обществу без классов путем преодоления различий между двумя видами собственности (государственной и колхозно-кооперативной), между городом и деревней, умственным и физическим трудом.

В таком же ключе был изложен вопрос о нациях и национальных отношениях: давалась характеристика четырех форм исторической общности – рода, племени, народности, нации, а также тенденций в развитии национальных отношений. Отмечалось, что идеям буржуазного национализма, проповедующего превосходство одних наций над другими, противостоит пролетарский интернационализм. Затем показывалась реализация идеи пролетарского интернационализма на практике, в СССР. Утверждалось, что в СССР успешно была осуществлена ленинская программа решения национального вопроса, родилось братство людей труда, объединенных общностью классовых интересов. Диалектика национальных отношений привела к сближению наций, их взаимообогащению и развитию новой социальной и интернациональной общности – советского народа.


***

Новый курс дает определение социальной структуры как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей. Разъясняется также, что под социальной общностью в науке понимают реально существующую совокупность людей, для которой характерны какие-либо единые, связанные с жизнью общества, признаки. Социальные общности могут включать в себя от нескольких человек до десятков миллионов. К большим устойчивым социальным общностям относят: социально-классовые (классы, социальные группы и слои), социально-демографические (молодежь, престарелые, женщины, мужчины), социально-этнические.

Отмечено, что в науке выработано множество подходов для изучения социальной структуры общества. Наибольшую известность получили теория классов и теория стратификации.

В курсе достаточно подробно раскрыта теория стратификации. Вместе с тем подчеркивается, что в настоящее время социальная структура общества в развитой стране не может быть определена по какому-либо одному признаку, необходима их совокупность. Разъясняется, что в развитых странах наемным трудом занято более 80% населения и цифра эта постоянно растет. Сюда, однако, входят работники самых разных профессий, уровней образования и доходов. Численность же промышленного рабочего класса сокращается, а пролетариата в прежнем (классическом) виде практически не существует, ибо работающие по найму во все большей мере становятся собственниками, имеют дома, земельные участки, акции, страховые полисы, собственный транспорт и т. д. Иначе говоря, граждане все больше обретают экономическую свободу, которая неразрывно связана со свободой гражданской и политической. Рост экономической самостоятельности поддерживает процесс раскрепощения личности, который к концу ХХ в. стал одним из основных факторов социально-политических изменений. Социальная структура современного развитого общества не укладывается в старую схему классового деления.

В курсе раскрыты также суть и причины социальных перемещений (мобильности) – изменения места, занимаемого человеком или группой в социальной структуре, показано, что принадлежность человека к тому или иному социальному слою не является вечной.

Охарактеризовано и такое социальное явление как маргинализация, происходящая в результате активных социальных перемещений. Понятие «маргинализация» служит для обозначения пограничности (промежуточности) по отношению к каким-либо социальным общностям – классовым, национальным, культурным.

Показана роль государства в регулировании социальных процессов, которое осуществляется им с учетом общих целей экономического и социального развития, а также господствующих в обществе представлений о социальной справедливости. Социальная защищенность тех, кто нуждается в поддержке (молодежь, больные, престарелые), относится к показателям общецивилизационных достижений.

Касаясь проблем межнациональных отношений, новый курс специально подчеркивает особую значимость их нравственной стороны – необходимость каждому человеку проявлять особую личную деликатность в отношениях с людьми других национальностей.

Приводится мнение философов, что человек связан со своей нацией, прежде всего через культуру, а не через кровь, что именно духовная культура есть ядро нации. Подчеркивается важное положение о том, что выбор национальности – есть неотъемлемое право личности, одно из условий ее свободы.

Отмечено также, что под мощным влиянием научно-технической революции в современном мире идет процесс экономической интеграции народов, их культурного взаимодействия.

Затрагивается также трудный вопрос о межнациональных противоречиях, проблемах, столкновениях, кризисах. Среди многих причин этих явлений наука называет, прежде всего, национальное насилие – подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: ущемление прав нации, запрещение и преследование ее религии, культуры, языка, традиций и т. д. На этом психологически неблагоприятном фоне может сложиться «образ врага» - опаснейшее социальное явление, порождающее идеологию национализма, шовинизма и расизма, презрения к «чужим» и имеющее крайнее выражение в практике геноцида.

Отмечено, что современное цивилизованное решение национальных проблем, конфликтов, кризисов состоит в признании ценности гуманистического подхода – в отказе от национального насилия всех видов и форм, поиске согласия (консенсуса), признании приоритета прав личности перед правами государства и нации, последовательном развитии демократии.

Новый курс вводит также понятие «социального статуса» личности, под которым понимается положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Отмечено, что некоторые черты, влияющие на социальное положение, имеют объективный характер – например, социальное происхождение. Но главное, что определяет социальный статус личности сегодня, - это образование, квалификация, авторитет, престиж, другие личные качества. Таким образом, личность имеет возможность влиять на свой статус.

С понятием статуса соотносится понятие «социальная роль» - совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения. Подчеркнуто, что социальная роль – важнейший аспект взаимодействия человека и общества, ибо общество всегда выдвигает ролевые требования к человеку, эти требования закрепляются в нормах морали, закона, других правилах, предписаниях, уставах. В процессе жизнедеятельности человек «играет» не одну, а множество ролей, их совокупность отражает те общественные отношения, в которые человек включен в социальной системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: