В чем же особенности нового содержания знаний об обществе?

Новый курс основан на современных научных знаниях – комплексе общественных наук – истории, философии, социологии, политологии, культурологи, экономической теории, религиоведении, правоведении, этики, социальной экологии, психологии. Научный подход позволил представить общество – а это исходное понятие курса – в самом широком смысле, как часть материального мира, неразрывно связанную с природой, включающую в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Естественно, что это многогранное понятие (общество) раскрывается постепенно, через аспекты понятия, каждый из которых обстоятельно рассматривается в курсе: связь общества и природы, взаимодействие социальных групп, особенности и взаимодействие различных сфер общественной жизни. Учащимся сообщается, что в философской литературе общество определяется как динамическая, развивающаяся система, как целое, состоящее из частей, как совокупность этих частей. Выделены также подсистемы - это, прежде всего, сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная. При этом отмечено, что каждая сфера также является сложным образованием.

В целом же общественная жизнь представлена в развитии, движении, постоянном изменении. Для того чтобы у учащихся не возникало впечатления, будто эти изменения имеют хаотический характер, вводиться ряд сквозных проблем, которые проходят через весь курс: причины социальных изменений, критерии прогресса, соотношение материальных и духовных факторов общественного развития. При этом поставленные проблемы не получают однозначных ответов. Авторы курса стремятся представить различные взгляды на ключевые проблемы общественного развития, отразить научную полемику по наиболее сложным и важным вопросам. Учащимся же предлагается определить свое отношение к приведенным точкам зрения. Так, например, поставив вопрос о том, что же выступает критерием общественного прогресса и, предъявив три различные научные концепции (развитие разума, нравственность, уровень развития производительность сил), авторы обращаются к учащимся с проблемным заданием: возможны ли, на ваш взгляд, другие критерии общественного прогресса? может ли служит мерилом развития один показатель или они должны выступить в комплексе?

В связи со сказанным выше подчеркнем еще одну особенность нового содержания курса - соблюдение принципа научного плюрализма. Помимо возможности показать реальное положение дел в науке и общественной мысли, такой подход предостерегает от однозначных суждений и оценок, способствует выработке личной позиции. Развитие знаний об обществе в новом содержании обществоведческого образования представлено со времени зарождения мифологических представлений о социуме вплоть до нашего столетия. Учащиеся знакомятся со многими выдающимися именами. В их числе: древнейшие мыслители Конфуций, Платон и Аристотель; представители теории «естественного права» и «общественного договора» английские философы Т. Гоббс и Дж. Локк; французские философы Вольтер и Ж.-Ж. Руссо; английский экономист, обогативший обществознание идеями «трудового общества» А. Смит, социалисты-утописты, мечтавшие о справедливом обществе А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; французский историк Ф. Гизо, считавший, что отношение между государством и обществом есть отношение между властью и индивидуальной свободой, впервые вставшие на путь научной социологии французский философ и социолог О. Конт и английский философ и социолог Г. Спенсер и др. Не следует, однако, думать, что содержание новых курсов заполнено обширными биографическими сведениями или, хуже того, сделана попытка изложить все научное наследие того или иного мыслителя. В рамках школьного курса такие опыты были бы обречены на неудачу.

Новая концепция предполагает иной подход. Целенаправленно и кратко рассматриваются лишь те идеи, которые связаны с развитием знаний об обществе, формированием общецивилизационных ценностей. Например, из всей многосложной и обширной философской системы Ф. Гегеля, учащимся в доступной форме предъявлены лишь отдельные ее стороны: взгляд на ход всемирной истории, элементы учения о диалектике, понятие «гражданское общество».

Аналогичным образом изложена и марксистская концепция общественного развития. Учащиеся узнают, как марксизм зародился, что нового внесли в науку его создатели, на какое идейное наследие опирались, что из этого наследия и почему подвергли критике. Освещены также причины появления в дальнейшем на месте единого учения нескольких разновидностей «марксизма». Определяется место марксизма в истории общественной мысли, его роль в современном мире.

Столь же целенаправленно отобран материал о развитии обществознания в ХХ столетии. Учащиеся знакомятся с некоторыми чертами развития западной социально-философской мысли. Их внимание сосредоточено на одном из главных вопросов, который занимал и занимает философов, социологов, политологов: что лежит в основе изменений общественной жизни, преобразования в каких сферах общества оказывают решающее воздействие на сдвиги в других областях общественной жизни? Заметим, что ответы на этот фундаментальный вопрос дают разные. Учащимся предоставляется возможность самим делать выводы и выбирать позицию - что, несомненно, является одним из решающих отличий нового курса.

Учащиеся знакомятся со взглядами сторонников технократического подхода, полагавших, что прогресс техники выступает решающим фактором общественного развития, в частности, с идеями американского экономиста Дж. Гелбрейта, считавшего, что именно на базе развития производства возможна конвергенция (сближение) двух систем - капитализма и социализма с последующим синтезом в «смешанное общество».

По мнению ряда западных философов и социологов, ценностные установки во многом определяют уклад жизни общества и логичности, влияют на характер отношений между людьми. Включение этого понятия в содержание курса, безусловно, можно отнести к его новым чертам. Учащиеся узнают, что есть разные подходы к определению ценностей. Их внимание привлекается прежде всего, к взглядам немецкого социолога М. Вебера, видевшего в ценностях осознанные интересы, которые определяются интересом эпохи, т. е. имеют исторически конкретный характер, актуальный лишь для определенного времени, а затем утрачивают свое значение.

Поиски ответов на вопрос о сущности общества приводят к постановке проблемы о направлении его развития - откуда и куда движется человечество? Учащиеся знакомятся с идеями английского историка и социолога А. Тойнби, создавшего теорию круговорота локальных цивилизаций, сменяющих друг друга. Отмечается вместе с тем, что большинство тех, кто разделяет идею общественного прогресса, беря за основу изменения в материальной культуре, выделяют определенные этапы исторического пути, пройденного человечеством. Так, американский социолог У. Ростоу выдвигает идею пяти стадий экономического роста, а его соотечественник философ и публицист О. Тоффлер выделяет три стадии в развитии человеческой цивилизации - аграрную, индустриальную и стадию, которой он пока не дал названия, но связал с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу.

Таким образом, раскрыв перед учащимися многоцветную панораму науки об обществе, новый курс подводит их к выводу о том, что эта наука может успешно развиваться, только преодолевая односторонность и крайности различных течений, опираясь на все ценное, что создано мировой общественной мыслью.

Отметим еще одну новую черту курса - введение понятия «цивилизация». Сочетая формационный и цивилизованный подходы к истории, авторы стремятся уйти от упрощенного взгляда на цивилизации прошлого как исключительно на ступени, ведущие к высшей формации. Перед учащимися разворачивается широкая панорама цивилизаций, предшествовавших современной: традиционные общества Индии, Китая, мусульманского Востока, Вавилона. Древнего Египта, древние цивилизации Европы, цивилизации эпохи Средневековья, индустриальная цивилизация. Поскольку в науке нет единого взгляда на вопрос, что такое цивилизация, авторы дают учащимся ключ к расшифровке этого понятия: нельзя понять цивилизацию, не поняв ее культуру, а культуру нельзя понять, не изучив ее ценностей. Таким образом, ориентиром для расшифровки любой цивилизации является определенная совокупность ценностей, присущая ей.

И наконец, новым моментом содержания является введение знаний о цивилизации России. Делается попытка показать особый путь России в мировом цивилизованном процессе. Изложены различные, порой научно не устоявшиеся, зачастую противоречивые взгляды на теорию отечественного исторического прогресса. Ознакомление с этими взглядами в сочетании со знаниями, полученными из курса истории, по мнению авторов, помогает учащимся вырабатывать свою точку зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: