Если ситуация заканчивается хорошо – опыт, полученный в ней, будет воспринят буквально.
Например, ребенок учится читать. После тяжких усилий он добивается успеха. Папа говорит ему: «Видишь, если ты будешь стараться изо всех сил, у тебя что-то получится». Ребенок слышит это утверждение, одобряющее его, и начинает «стараться изо всех сил», чтобы его похвалили. Так внушение «стараться изо всех сил» застывает, и его может включить внешний стимул вроде денег и одобрения. Так как это действует автоматически, человек чувствует себя вконец уставшим и при этом ему кажется, что он все равно сделал недостаточно.
Другой вид внутреннего диалога похож на «слияние», поэтому мы рассмотрим его кратко.
Наблюдатель видит, что ребенок пытается сделать что-то и терпит неудачу. При этом он слышит папин голос: «Смотри, как надо это делать». Наблюдатель может при этом «слиться» с отцом и решить: «Я стану папой, и тогда у меня будет все получаться». После этого он начинает вести себя, как папа, отказавшись от своей личности.
|
|
Если ребенок сопротивляется папе (бунтующий ребенок), слияние также происходит. Он становится «вечно сражающимся с отцом». Так возникает:
Принцип 2
Когда слившаяся личность сопротивляется, возникает сопротивляющаяся личность (бунтующий ребенок), чтобы защитить индивидуума от того, с кем он сливается.
Таким образом создается личность «Я должен сражаться с папой!». Это представляется единственно возможным способом выживания.
Теперь у нас есть две фигуры внутреннего ребенка, сражающихся друг с другом. Одна называется: «Я похож на папу», другая: «Я хочу быть самим собой». Это ощущается как внутренний конфликт, который обе личности продолжают поддерживать,