Симптомы неисправности тормозной системы:
Увеличенный ход тормозной педали
Причина неисправности тормозной системы | Способ устранения |
Воздух в системе гидропривода | Удалить воздух, прокачав систему |
Упорное кольцо поршня заднего колесного цилиндра утратило упругость и под действием стяжной пружины колодок тормоза вместе с поршнем смещается внутрь цилиндра | Заменить колесный цилиндр в сборе |
Нарушение герметичности тормозной системы (течь жидкости) | Определить место утечки жидкости и заменить детали, влияющие на течь. При течи в соединениях трубопроводов подтянуть соединения или заменить уплотнительные прокладки |
Повышенный зазор между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра | Отрегулировать зазор |
Симптомы неисправности тормозной системы:
Тормозная педаль медленно перемещается вниз при неизменном на ней усилии и затянутом стояночном тормозе
Причина неисправности тормозной системы | Способ устранения |
Повреждения манжеты главного тормозного цилиндра | Заменить поврежденную манжету |
Симптомы неисправности тормозной системы:
Тормозные механизмы всех колес или осей не полностью растормаживаются (вывешенные колеса вращаются туго)
Причина неисправности тормозной системы | Способ устранения |
Отсутствует зазор между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра | Отрегулировать зазор |
Неполное возвращение педали тормоза после торможения из-за неправильной установки выключателя сигнала торможения | Отрегулировать положение выключателя "стоп" сигнализации |
Засорение компенсационных отверстий главного тормозного цилиндра или перекрытие компенсационных отверстий кромками манжет | Снять бачок главного цилиндра и прочистить мягкой проволокой диаметром 0,6 мм компенсационные отверстия. В случае, если в процессе прочистки проволока упирается в манжету поршня рабочего цилиндра - следует разобрать главный цилиндр и заменить разбухшие манжеты |
Симптомы неисправности тормозной системы:
Не растормаживается один тормозной механизм (выве
шенное колесо вращается туго) Причина неисправности тормозной системы | Способ устранения |
Заклинивание направляющих пальцев в основании передней скобы | Произвести замену или смазать направляющие пальцы. Поврежденные чехлы пальцев - заменить |
Заклинивание поршней в корпусе тормозной скобы | Снять корпус тормозной скобы с основания, удалить загрязнения и коррозию, смазать рабочие поверхности жидкостью НГ-213 или касторовым маслом |
Утрачена эластичность уплотнительного кольца корпуса тормозной скобы | Снять корпус тормозной скобы с основания, заменить уплотнительное кольцо |
Заедание колодок из-за сильного загрязнения направляющего паза основания | Снять колодки и очистить направляющий паз и уступы основания от находящихся там загрязнений |
Ослабление или повреждение стягивающей пружины колодок заднего тормозного механизма | Заменить пружину |
Заклинивание поршней заднего тормозного механизма вследствие наличия загрязнения (коррозии) | Разобрать колесный цилиндр, очистить детали от грязи и коррозии, промыть, заменить грязезащитные чехлы |
Разбухание уплотнительных колец поршней заднего колесного цилиндра | Заменить уплотнительные кольца и тормозную жидкость |
Отсутствие зазора между тормозной накладкой и барабаном заднего тормозного механизма вследствие неверной установки упорного кольца автоматической регулировки | Разобрать колесный цилиндр, устранить перекос упорного кольца |
Симптомы неисправности тормозной системы:
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении
Причина неисправности тормозной системы | Способ устранения |
Различное давление воздуха в шинах | Довести давление в шинах до нормального уровня |
Замасливание фрикционных накладок в одном из Тормозных механизмов | Заменить колодки или промыть накладки бензином с последующим шлифованием Мелкой шкуркой и тщательным удалением абразивной пыли с накладки |
Задиры или глубокие царапины на поверхности диска или барабана | Проточить или заменить диск или тормозной барабан в сборе со ступицей |
Течь тормозной жидкости в одном из передних тормозных механизмов или колесных цилиндров | Устранить течь |
Задние колеса блокируются раньше, передних вследствие неисправности регулятора давления или неправильной регулировки его привода | Отрегулировать или заменить регулятор давления |
Симптомы неисправности тормозной системы:
Недостаточная эффективность торможения (увеличенное усилие на педали тормоза) Причина неисправности тормозной системы | Способ устранения |
Износ или замасливание тормозных накладок | Заменить или промыть тормозные колодки |
Неполное прилегание накладок к барабану в задних тормозных механизмах | Зачистить выступающие места у накладок. При необходимости заменить колодки |
Отсутствие герметичности в соединении вакуумного шланга | Восстановить герметичность соединения |
Загрязнен воздушный фильтр вакуумного усилителя тормозов | Промыть фильтр или заменить новым |
Разрыв диафрагмы вакуумного усилителя тормозов | Заменить диафрагму |
Уплотнительные манжеты вакуумного усилителя тормозов не обеспечивают герметичности | Заменить манжеты и зачистить цилиндрические рабочие поверхности корпуса клапанов и соединителя |
Нарушение герметичности в соединении крышки и корпуса вакуумного усилителя | Восстановить герметичность |
Нарушение герметичности в соединении вакуумного усилителя с корпусом главного цилиндра | Заменить уплотнительное кольцо в соединении вакуумного усилителя с корпусом главного цилиндра |
Выход из строя вакуумного усилителя в результате попадания тормозной жидкости в полость вакуумного усилителя | Заменить уплотнительные манжеты главного цилиндра, удалить жидкость из усилителя и заменить диафрагму |
Симптомы неисправности тормозной системы:
Дребезжание в тормозных механизмах
Причина неисправности тормозной системы | Способ устранения |
Овальность или биение рабочей поверхности тормозных барабанов задних колес | Расточить тормозные барабаны в сборе со ступицей или заменить на новые |
Поломка пружин колодок дискового тормоза | Заменить тормозные колодки |
Износ направляющих пальцев тормозного механизма переднего колеса | Заменить направляющие пальцы |
Износ отверстий под направляющие пальцы в основании тормозной скобы | Заменить основание |
Симптомы неисправности тормозной системы:
Для удержания автомобиля требуется большое усилие на рукоятке стояночного тормоза
Причина неисправности тормозной системы | Способ устранения |
Заедание тросов в направляющих оболочках | Отсоединить тросы, очистить от грязи, смазать тросы и их соединения смазкой <Лига> |
Замасливание накладок задних тормозных механизмов | Промыть накладки или заменить колодки с накладками |
Неправильно отрегулирован стояночный тормоз | Произвести регулировку стояночного тормоза |
Симптомы неисправности тормозной системы:
Большой ход рукоятки рычага привода стояночной тормозной системы
Причина неисправности тормозной системы | Способ устранения |
Большой свободный ход разжимного звена привода стояночного тормоза в тормозных механизмах задних колес | Произвести регулировку стояночного тормоза |
Симптомы неисправности тормозной системы:
Нагрев тормозных барабанов при движении без торможения
Причина неисправности тормозной системы | Способ устранения |
Неправильная регулировка разжимного звена привода стояночного тормоза | Отрегулировать привод стояночного тормоза |
Симптомы неисправности тормозной системы:
Пониженный уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра при отсутствии наружной течи в гидроприводе
Причина неисправности тормозной системы | Способ устранения |
Износ или разбухание наружной манжеты главного тормозного цилиндра | Снять главный тормозной цилиндр и заменить манжету, слить тормозную жидкость из вакуумного усилителя |
2.2 Расчет полного тормозного пути и коэффициентов изменения нагрузки по осям при экстренном торможении автомобиля Тормозные свойства относятся к важнейшим из эксплуатационных свойств, определяющих активную безопасность автомобиля, под которой понимается вся совокупность заложенных в конструкции, т.е. мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения ДТП.
Рассчитаем минимальный тормозной путь STmin
STmin = V2H / 254φx = V2H / 2ax,
где φx – коэффициент продольного сцепления, φx = 0,3; φx = 0,8;
ax – поступательное движение максимального ускорения, м/с2;
ax = φx * g;
VH – нулевая скорость, м/с, км/ч.
при φx = 0,3
STmin = 5,562 / (2 * 0,3 * 9,81) = 5,25 м
STmin = 11,12 / (2 * 0,3 * 9,81) = 21 м
STmin = 16,72 / (2 * 0,3 * 9,81) = 47,2 м
STmin = 22,22 / (2 * 0,3 * 9,81) = 84 м
STmin = 28,82 / (2 * 0,3 * 9,81) = 131,1 м
STmin = 34,682 / (2 * 0,3 * 9,81) = 189 м
STmin = 38,82 / (2 * 0,3 * 9,81) = 257 м
STmin = 41,92 / (2 * 0,3 * 9,81) = 298,2 м
при φx = 0,8
STmin = 5,562 / (2 * 0,8 * 9,81) = 2 м
STmin = 11,12 / (2 * 0,8 * 9,81) = 7,9 м
STmin = 16,72 / (2 * 0,8 * 9,81) = 17,7 м
STmin = 22,22 / (2 * 0,8 * 9,81) = 31,5 м
STmin = 28,82 / (2 * 0,8 * 9,81) = 49,2 м
STmin = 34,682 / (2 * 0,8 * 9,81) = 70,8 м
STmin = 38,82 / (2 * 0,8 * 9,81) = 96,4 м
STmin = 41,92 / (2 * 0,8 * 9,81) = 111,89 м
Рассчитаем общий тормозной путь STобщ
STобщ = VH * (tр.в. * tз + 0,5 * tH) + (V2H / 2ax),
где VH – нулевая скорость, м/с, км/ч;
tр.в. – время реакции водителя (0,4…0,8), примем tр.в. = 0,7 с;
tз – время запаздывания срабатывания тормозных механизмов, tз = 0,1 с;
tH – время нарастания замедления (0,1…0,4), примем tH = 0,2
φx – коэффициент продольного сцепления, φx = 0,3; φx = 0,8.
При φx = 0,3
STобщ = 5,56 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 5,25 = 10,3 м
STобщ = 11,1 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 21 = 31 м
STобщ = 16,7 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 47,2 = 62,2 м
STобщ = 22,2 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 84 = 104 м
STобщ = 28,8 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 143,04 = 169 м
STобщ = 34,68 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 204,3 = 235,5 м
STобщ = 38,8 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 255,76 = 290,7 м
STобщ = 41,9 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 298,2 = 335,9 м
При φx = 0,8
STобщ = 5,56 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 2 = 7 м
STобщ = 11,1 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 7,9 = 17,9 м
STобщ = 16,7 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 17,7 = 32,7 м
STобщ = 22,2 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 31,5 = 51,5 м
STобщ = 28,8 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 52,21 = 78,1 м
STобщ = 34,68 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 76,65 = 107,9 м
STобщ = 38,8 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 95,4 = 130,3 м
STобщ = 41,9 * (0,7 + 0,1 + 0,5 * 0,2) + 111,89 = 149,6 м
Результаты расчетов заносим в таблицу 6.
Таблица 6.
Результаты расчетов тормозного пути автомобиля ГАЗ 3221
φx = 0,3 | VH, км/ч | | | | | | | | |
STmin, м | 5,25 | | 47,2 | | 131,1 | | | 298,2 |
STобщ,м | 10,3 | | 62,2 | | | 235,5 | 290,7 | 335,9 |
φx = 0,8 | VH, км/ч | | | | | | | | |
STmin, м | | 7,9 | 17,7 | 31,5 | 49,2 | 70,8 | 96,4 | 111,89 |
STобщ,м | | 17,9 | 32,7 | 51,5 | 78,1 | 107,9 | 130,3 | 149,6 |
Рассчитываем коэффициент нагрузки на переднюю и заднюю оси автомобиля ГАЗ 3221
RZ1 – коэффициент изменения нагрузки на переднюю ось,
RZ1 = (Ga * (в + φx * hg)) / L
RZ2 – коэффициент изменения нагрузки на заднюю ось,
RZ2 = (Ga * (а - φx * hg)) / L,
где Ga – полный вес автомобиля, кН, Ga = 32 кН;
а – расстояние от передней оси до центра масс, м;
в – расстояние от задней оси до центра масс, м;
hg – высота центра масс, м, hg = 0,945 м;
L – колесная база автомобиля, м, L = 2900 мм = 2,9 м;
φx – коэффициент сцепления, φx = 0,2…0,8
Вес, приходящийся на переднюю ось М1
М1 = 1220 кг * 9,81 м/с2 = 11968,2 Н = 12 кН
m1 = RZ1T / RZ1CT
m2 = RZ2T / RZ2CT
m
1 = (1 + (φ
x * h
g)) / в
m
2 = (1 - (φ
x * h
g)) / а
где m1 и m2 – коэффициенты перераспределения нагрузок
RZ1 * L = Ga * в
В = (RZ1 * L) / Ga
а = L – в
в = (12 кН * 2,9 м) / 32 кН = 1,09 м
а = 2,9 м – 1,09 м = 1,81 м
а + в = L
1,81 м + 1,09 м = 2,9 м
Рассчитываем коэффициенты перераспределения нагрузок
при φx = 0,2
m1 = (1 + (0,2 * 0,945)) / 1,09 = 1,09
при φx = 0,5
m1 = (1 + (0,5 * 0,945)) / 1,09 = 1,35
при φx = 0,8
m1 = (1 + (0,8 * 0,945)) / 1,09 = 1,61
при φx = 0,2
m2 = (1 - (0,2 * 0,945)) / 1,81 = 0,45
при φx = 0,5
m2 = (1 - (0,5 * 0,945)) / 1,81 = 0,29
при φx = 0,8
m2 = (1 - (0,8 * 0,945)) / 1,81 = 0,13
Полученные результаты заносим в таблицу 7.
Таблица 7.
Результаты расчетов коэффициентов перераспределения нагрузок по осям автомобиля ГАЗ 3221
Коэффициент сцепления | Коэффициент перераспределения нагрузок на переднюю ось | Коэффициент перераспределения нагрузок на заднюю ось |
φx = 0,2 | m1 = 1,09 | m2 = 0,45 |
φx = 0,5 | m1 = 1,35 | m2 = 0,29 |
φx = 0,8 | m1 = 1,61 | m2 = 0,13 |
По полученным результатам строим график перераспределения нагрузок.
Коэффициент перераспределения нагрузок по осям автомобиля |
Расчет полного тормозного пути |