Закон рыночного равновесия и др

Рыночная экономика – сложная система экономических взаимоотношений субъектов хозяйствования в материальном производстве и сфере услуг, основанных на:

1) полной, относительной производственной и экономической обособленности;

2) на свободном ценообразовании и конкуренции;

3) на реальном взаимодействии экономических законов и механизмов (стоимости, конкуренции, спроса и предложения). Категорию "рынок" можно рассматривать с различных точек зрения поскольку это понятие характеризуется как:

тип хозяйственной связи;

форма движения совокупного продукта;

сфера обращения;

Самостоятельная подсистема в экономической системе государства.

Все перечисленные характеристики можно обобщить, определяя "рынок" как форму организации и функционирования экономики с присущей ей содержанием, функциями и механизмом.

Рыночный механизм – взаимосвязь и взаимодействие основных элементов рынка (спрос, предложение, цена) на основе действия законов стоимости, ценности и полезности.

Значение рынка огромно, так как именно с его помощью:

Обеспечивается взаимосвязь производства и потребления.

Гарантируется общественная оценка результатов труда производителей

Создаются условия для повышения эффективности предпринимательских структур.

Однако успешное функционирование рыночного механизма возможно лишь при соблюдении ряда принципов и разрешении концептуальных вопросов данной формы организации и функционирования экономики.

Принципы современной рыночной экономики:

свобода предпринимательской деятельности семьи, социальной группы, предприятия;

государственное регулирование рынка и рыночных отношений;

равноправие форм собственности;

открытость экономики;

главенство потребителя;

конкуренция;

рыночное ценообразование;

Договорные и контрактные отношения.

Функционирование ЛПУ в рыночной среде предполагает:

Равноправное существование общественных и частных форм собственности,

конкуренцию между субъектами предпринимательской деятельности;

обеспечение оптимального развития бизнеса в сочетании с максимизацией прибыли;

постоянное наличие альтернативы в выборе вариантов развития;

повышение мотивации труда;

Рациональное использование всех факторов производства, минимизация издержек.

Ключевые понятия рыночной экономики:

КОНКУРЕНЦИЯ – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли, продажи. Конкуренция позволяет обеспечить взаимодействие спроса и предложения, являясь элементом механизма установления равновесной цены и мощнейшим фактором возбуждения деловой активности.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА – совокупность организационно-правовых форм и институтов, опосредующих движение товаров и услуг. Рыночная инфраструктура призвана обеспечить реализацию интересов участников рынка, повысить эффективность работы субъектов рынка на основе специализации, а так же способствовать организационному оформлению рыночных отношений и облегчению форм юридического и экономического контроля.

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА – совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий экономические отношения здравоохранения по форме, содержанию и социально-экономической природе должны отображать деятельность макроэкономической корпорации, объединяющей разнопрофильные производства и сектора экономики, регулируемые государством. Состояние здоровья населения зависит от качества этих отношений и является обобщающим, конечным результатом экономического, организационного и технологического взаимодействия каждого из субъектов корпорации. Их деятельность через отраслевые промежуточные задачи должна быть стратегически ориентирована на конечный результат, через гибкие финансово - экономические, материальные и мотивационные механизмы, интегрирующие и координирующие процесс функционирования корпорации, нацеливающие её деятельность на улучшение здоровья населения, получающего услуги в завершающем звене корпорации, специализированном на данном виде деятельности - в системе здравоохранения. Источниками развития экономических отношений здравоохранения являются позитивные перемены, обусловливающие улучшение здоровья населения и реализуемые через адекватные нормативно - правовые, организационные, финансово экономические, технологические, управленческие механизмы взаимодействия субъектов отношений, включая координирующие и регулирующие функции государства. Противоречий в экономических отношениях здр-я: вскрыта система и выявлен состав основных противоречий экономических отношений в здравоохранении: сложившееся соотношение уровня рьшочной свободы и государственного регулирования рынка услуг здравоохранения не способствует развитию услуг, ориентированных на улучшение здоровья населения, и требует дальнейшего совершенствования; коммерциализация и рыночная ориентация здравоохранения не повышает доступность услуг основной массе населения; уровень государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению не адекватен уровню её финансирования; бюджетные экономические возможности удовлетворения спроса населения на обычные услуги медицинского назначения не позволяют создать условия для обеспечения минимальных потребностей в них городских и сельских жителей; объемы и структура предложения медицинских услуг высокого качества и повышенной комфортности не соответствует объемам и структуре спроса на них высокодоходных слоев населения; социально-экономические интересы государства, отражающие социальные потребности, зачастую вступают в противоречие с экономическими интересами лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности в условиях развивающегося рынка услуг здравоохранения. Отмечены тенденции усиления противоречий, обусловленных низким уровнем государственного регулирования развития рынка медицинских услуг.

Уточнены составляющие системы экономических отношений здравоохранения на основе корректировки и дополнения таких понятий, как «экономика здоровья», «экономика здравоохранения»; исследовано главное «производственное звено» - экономика лечебно-профилактического учреждения, где непосредственно осуществляется реализация услуг, Раскрыты механизмы, с помощью которых осуществляется функционирование учреждений здравоохранения, обеспечивающее воспроизводство затрат общества как за счет прямых эффектов от своей деятельности, так и за счет косвенных результатов, проявляющихся в ряде отраслей народного хозяйства и сфер, через восстановление здоровья населения и повышение его работоспособности.

8. Экономические факторы и доступность медицинской помощи. Общий экономический ущерб в связи с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью. Доступность медицинской помощи — это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров. Доступность медицинской помощи, декларируемая в конституциях различных стран, регламентируется национальными нормативно-правовыми актами (НПА), определяющими порядок и объемы оказания бесплатной медицинской помощи, и обусловлена рядом объективных факторов: сбалансированностью необходимых объемов медицинской помощи населению с возможностями государства, наличием и уровнем квалификации медицинских кадров, наличием на конкретных территориях необходимых медицинских технологий, возможностью свободного выбора пациентом лечащего врача и медицинской организации, имеющимися транспортными возможностями, обеспечивающими своевременное получение медицинской помощи, уровнем общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.

Таким образом, доступность медицинской помощи является важнейшим условием оказания медицинской помощи населению во всех странах мира, отражающим как экономические возможности государства в целом, так и возможности конкретного человека. Нигде не обеспечивается всеобщий, равный и неограниченный доступ ко всем видам медицинских услуг. Считается, что выходом из такой ситуации является сокращение расходов на неэффективные виды медицинских вмешательств и концентрация усилий на предоставлении равного доступа гражданам к самым эффективным медицинским услугам. Этот подход к справедливому использованию ограниченных ресурсов называется рационированием и практикуется в разной степени во всех государствах мира. В бедных странах рационирование открытое и повсеместное, затрагивает почти все виды медицинской помощи, в экономически богатых странах оно обычно ограничено дорогостоящими видами помощи или отдельными группами граждан. Кроме того, во многих государствах имеется скрытое рационирование: очереди, из-за которых невозможно получить лечение в разумные сроки, бюрократические препоны, исключение отдельных видов лечения из списка бесплатных услуг и др.

Готовность общества повышать доступность медицинской помощи во многом зависит от экономического состояния страны. Но ни одна страна не может расходовать на здоровье граждан более 15% ВВП, так как эти расходы негативно отразятся на ценах производимых товаров, которые могут потерять конкурентоспособность. Поэтому признание ограниченности ресурсов, используемых для оказания медицинской помощи, является фундаментальным для понимания возможностей медицины в обществе [3, 21, 28]. Важно, чтобы рационирование при распределении средств в системе оказания медицинской помощи было эффективным, справедливым, профессиональным и гарантировало возможность получения качественной МП.

Механизмом, в значительной степени реализующим право на доступность медицинской помощи, является ее стандартизация. Медицинские стандарты (протоколы ведения больных) составляются с пониманием ограниченности средств и особенностей оказания помощи в различных лечебно-профилактических организациях, поэтому в них закладывается минимальный уровень необходимой помощи. Иногда это входит в противоречие с целью оказания технологически «современной» помощи. По мнению В. В. Власова [3], доступность медицинской помощи может реализоваться путем разделения требований на минимальные (обязательные) и требования оптимальной помощи, выполняемые по мере необходимости (медицинским показаниям) и включающие дорогостоящие виды помощи. Однако второй путь, закрепляющий в рекомендациях (стандартах) дорогостоящие высокотехнологичные виды медицинской помощи, снижает ее доступность. Нетрудоспособность в связи с заболеваемостью, инвалидностью, а также преждевременная смерть наносят значительный экономический ущерб национальному хозяйству. Заболевший работник не участвует в общественном производстве и, следовательно, в создании национального дохода. Кроме того, в период нетрудоспособности выплачивается пособие и расходуются средства на лечение.

Таким образом, экономические потери в связи с временной и стойкой утратой трудоспособности слагаются из следующих компонентов:

1) стоимости несозданной продукции, что обусловлено потерей рабочего времени и уменьшением числа работающих с учетом средней величины национального дохода, произведенного одним работающим за один рабочий день;

2) выплат пособий по временной и стойкой нетрудоспособности за счет средств социального страхования и социальной защиты;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: