Безработица — социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.
По методологии МОТ безработными считаются лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Из их общей численности выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством о занятости.
Форма безработицы | Характеристика |
Причины возникновения безработицы | |
Фрикционная | Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы с более благоприятными условиями труда и пр. |
Институциональная | Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы |
Добровольная | Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать |
Структурная | Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства |
Технологическая | Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда |
Циклическая | Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом |
Региональная | Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств |
Экономическая | Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе |
Сезонная | Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях |
Маргинальная | Безработица среди слабо защищенных слоев населения |
Продолжительность безработицы, мес. | |
Краткосрочная | До 4 |
Продолжительная | 4-8 |
Длительная | 8-18 |
Застойная | Более 18 |
Внешняя форма проявления безработицы | |
Открытая | Включает всех незанятых граждан, ищущих работу |
Скрытая | Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности не работающих, а также тех. чей труд не является необходимым |
Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является се структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социально-демографическим признакам:
|
|
§ пол (с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных — женщин);
|
|
§ возраст (с выделением молодежной безработицы и безработицы среди лиц предпенсионного возраста);
§ трудовое занятие (рабочие, руководители, специалисты, неквалифицированные работники и другие);
§ уровень образования;
§ уровень доходов и обеспеченности;
§ причины увольнения;
§ ментальные группы.
В современных условиях рыночных отношений в Казахстане здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны.
Вопрос о финансировании здравоохранения на сегодняшний день остается актуальным как для Казахстана, так и для других постсоветских стран, поскольку с распадом Советского Союза, возникла острая необходимость в смене системы «Семашко» на более эффективную и отвечающую (новым формациям государственного строя) нуждам и потребностям населения страны.[1]
Сегодня в мире используется несколько моделей финансирования здравоохранения: страховая, бюджетная и смешенная. [1]
За двадцать лет независимости, в Республике Казахстан предпринимались неоднократные попытки реформирования отрасли здравоохранения, с целью поиска оптимальной модели. И на сегодняшний день в новейшей истории Казахстанского здравоохранения можно выделить основные этапы:
· 1992-1995 годы – (пост) советская система здравоохранения;
· 1996-1998 годы – бюджетно-страховая модель;
· 1999-2011 годы – бюджетная модель на основе программного финансирования. [1]
В зависимости от смены системы здравоохранения, менялись и методы финансирования. На сегодняшний день финансирование здравоохранения Казахстана представлено смешанной моделью - сфера оказания медицинских услуг характеризуется многоканальностью форм финансирования. Наряду с продолжающим доминировать бюджетным финансированием все большее значение приобретают другие формы оплаты, такие как платные услуги и медицинское страхование.
Таким образом, на современном этапе источниками финансирования здравоохранения могут выступать:
1) бюджетные средства;
2) средства добровольного страхования;
3) средства, полученные за оказание платных услуг;
4) иные источники, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
13 сентября 2004 года, Президент Нурсултан Назарбаев подписал Указ "О Государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы".
В соответствии с целью и задачами Госпрограммы 2005-2010 гг., была проделана широкомасштабная работа по разработке и внедрению новых механизмов финансирования здравоохранения. В 2007 году завершена реализация первого этапа Государственной программы, которая была направлена на масштабные инвестиции в отрасль - техническую модернизацию, развитие инфраструктуры, решались задачи укрепления первичной медико-санитарной помощи, формирования здорового образа жизни, повышения качества медицинских услуг. На втором этапе реализации программы, начиная с 2008 года, внедрена новая политика финансирования отрасли, направленная на эффективное использование средств, привлечение инвестиций в систему и межрегиональное выравнивание, что должно придать ей устойчивость и создать условия для дальнейшего поступательного развития и повышения конкурентоспособности. [2]
Если анализировать объемы средств выделяемых на финансирование здравоохранения РК в период с 1999 по 2010 гг., то можно наблюдать неуклонный рост выделяемых средств. Так, финансирование отрасли в 1999 году составило 45947,2 млрд. тенге против 562823,2 млрд. тенге в 2010 году. Расходы здравоохранения на душу населения за последние годы также имеют определенный рост: с 4109,9 тенге в 2001 году до 34 248,0 тенге в 2010 году, вместе с тем, это меньше, чем средние расходы в таких постсоветских странах как Россия, Беларусь, страны Балтии. Ситуация усугубляется неравномерным распределением ресурсов по регионам, так в 2007 году разброс расходов на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в расчете на одного жителя составлял от 8 437 до 15 979 тенге. Финансирование ГОБМП, несмотря на ежегодное увеличение (с 64,8 млрд. тенге в 2003 году до 195,3 млрд. тенге в 2007 году) также нуждается в дополнительных расходах. Большая часть расходов на здравоохранение финансируется за счет местного бюджета, а меньшая – за счет государственного бюджета.
|
|
При этом, на нужды здравоохранения затрачивалось около 2-3% валового внутреннего продукта (ВВП) страны за год. Для сравнения: в США здравоохранение поглощает более 10% ВВП страны, а в странах Западной Европы общие расходы на здравоохранение колеблются от 6 до 10% ВВП в год. По рекомендациям ВОЗ, минимальный уровень государственных расходов на здравоохранение должен составлять не менее 4% от ВВП. [4]
Следует отметить, что увеличение финансирования в начале 2000-х годов не дало ожидаемого результата, кроме увеличения количества пролеченных больных в стационарах на 5-7% в год. Несмотря на неоднократное увеличение заработной платы медицинским работникам (только в 2004 году - на 20%), официальная среднемесячная заработная плата в отрасли в два раза меньше, чем в среднем по республике.
Таким образом, за 2005-2010 годы не все цели по совершенствованию системы финансирования здравоохранения Республики Казахстан были выполнены:
1) проблемы финансирования здравоохранения в РК до конца пока не решены, поскольку не достигнут желаемый уровень государственных расходов, выделяемых на здравоохранение, 4% от ВВП;
2) правила возмещения затрат на медицинскую помощь, утвержденные Постановлением Правительства РК от 27 мая 2000 года № 806, до конца не работают, поскольку частично используется нормативно-затратный подход в бюджетировании здравоохранения [4];
|
|
3) не достигнуто межрегиональное выравнивание тарифов за аналогичные медицинские услуги;
Все это является следствием того, что казахстанское общество не участвует в процессе планирования бюджета на цели здравоохранения и принятия решений на высоком уровне.
Анализ «стоимости болезни» (cost of illness) – подразумевает оценку прямых (direct cost) и непрямых затрат (indirect cost), выраженных в денежных единицах. Прямые затраты (расходы) определяются как непосредственные расходы, связанные с оказанием медицинской помощи. Их можно разделить на медицинские и немедицинские [1, 2, 5, 8].
Прямые медицинские затраты включают:
· расходы на содержание пациента в лечебном учреждении (гостиничные услуги) или стоимость оказываемых ему на дому услуг, в том числе средним медицинским персоналом;
· стоимость профессиональных медицинских услуг (плата за врачебные консультации, оплата рабочего времени врачей и медицинских сестер);
· стоимость лекарственных препаратов (ЛП);
· стоимость лабораторного и инструментального обследования;
· стоимость медицинских процедур (таких, как хирургические операции, реабилитационные мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия);
· стоимость транспортировки больного санитарным транспортом;
· стоимость питания больного в стационаре;
· плата за использование медицинского оборудования, площадей и средств (распределение фиксированных затрат из статей бюджета);
· коррекция побочных эффектов ЛП.
Более сложным представляется учёт непрямых (косвенно-социальных) затрат, к которым относят следующие:
· затраты за период отсутствия пациента на его рабочем месте из-за болезни или выхода на инвалидность;
· «стоимость» времени отсутствия на работе членов семьи пациента или его друзей, связанного с его болезнью;
· экономические потери от снижения производительности труда на месте работы;
· экономические потери от преждевременного наступления смерти;
· потеря дохода для семьи.
Затраты ЛПУ на медуслугу делятся на прямые, т.е. затраты, технологически связанные с оказанием медуслуги и потребляемые в процессе ее выполнения, и накладные, т.е. затраты, необходимые для обеспечения деятельности ЛПУ и выполнения медуслуги, но не потребляемые непосредственно в процессе выполнения медуслуги.
Прямые затраты:
o затраты на оплату труда медицинских работников и других специалистов с немедицинским образованием, непосредственно участвующих в процессе оказания медицинской услуги (основной персонал);
o начисления на оплату труда основного персонала;
o материальные ресурсы, полностью потребляемые в процессе оказания услуги: лекарственные средства, реактивы, перевязочные средства, одноразовые шприцы и инструментарий, сосудистые и иные протезы, шунты, вживляемые в организм больного приспособления, шовный материал, продукты питания и др.;
o потребляемая в процессе оказания услуги доля износа мягкого инвентаря;
o потребляемая в процессе осуществления услуги доля износа медицинского оборудования.
Накладные затраты -затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги:
o затраты на оплату труда работников организации здравоохранения, не участвующих непосредственно в процессе оказания медицинской услуги, - администрация, хозяйственный, обслуживающий персонал (общеучрежденческий персонал) и т. д.;
o начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;
o хозяйственные расходы (расходные материалы и предметы снабжения, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, текущего ремонта и т. д.);
o командировки и служебные разъезды;
o доля износа мягкого инвентаря в административных, хозяйственных и прочих подразделениях, обслуживающих лечебно-диагностический процесс, но не участвующих непосредственно в оказании медицинских услуг;
o доля износа (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг.
o прочие расходы (командировочные, представительские, на рекламу и т.п.).