Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов. 2 страница

Поскольку размер государственной пошлины потенциально может быть изменен законодателем (что, в частности, и было очередной раз сделано 6 августа 2014 г.), следует учитывать, что исходя из принципа правовой определенности, ее величина подлежит определению на момент обращения заинтересованного лица за юридически значимыми действиями. Данный вывод подтверждается, в частности, в определении КС РФ от 23 сентября 2010 г. № 1177‑О‑О. В п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 разъяснено, что при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд. Данное правило действует при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины. Если в суд обратилось лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, а к моменту принятия судом решения ставки государственной пошлины возросли, и решение суда принято в пользу заявителя, с лица, не в пользу которого принят судебный акт, государственная пошлина взыскивается по ставкам, действовавшим в момент обращения заявителя в суд.

Судебные органы по ходатайству заинтересованного лица, исходя из его имущественного положения, могут освободить заинтересованное лицо от уплаты государственной пошлины, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату (ст. 333.41, п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ). Право суда на полное освобождения плательщика от уплаты государственной пошлины в настоящее время урегулировано в НК РФ, как отражение правовой позиции КС РФ, изложенной в определении от 13 июня 2006 г. № 274‑О: суд может снижать размер государственной пошлины вплоть до нулевого размера, если иное уменьшение размера государственной пошлины или предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины предусмотрены в ст. 333.40 НК РФ. Правила данной статьи являются специальными нормами по отношению к ст. 78, 79 НК РФ. Например, в силу п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. В то же время, в силу п. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, ВС РФ, КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.

Как это разъяснено в постановлении Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 13645/08, из п. 3 ст. 333.40 НК РФ следует, что для возврата государственной пошлины налогоплательщик обязан представить в налоговый орган справку суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, лишь при непредставлении судебного акта о наличии указанных обстоятельств.

5.8. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – федеральный прямой налог, предусмотренный гл. 26 НК РФ, которая действует с 1 января 2002 г. Предшественником данного налога являются отчисления на воспроизводство минерально–сырьевой базы, которые уплачивались на основании Закона Российской Федерации «О недрах» (далее – Закон о недрах) и Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 224–ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально–сырьевой базы» (утратил силу). Нельзя также не отметить, что в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону «Об исполнении федерального бюджета за 2012 год» в федеральный бюджет НДПИ поступил в общей сумме 2,42 трлн. руб. что превышает поступления от любого другого «внутреннего» налога (без учета страховых взносов в ГВБФ).

Налогоплательщиками НДПИ в силу ст. 334 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом ст. 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В силу ст. 9 данного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Как следует из п. 7 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Объектом налогообложения НДПИ на основании п. 1 ст. 336 НК РФ признаются три вида добытых (извлеченных) полезных ископаемых. Это полезные ископаемые:

1) добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3) добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

При этом принципиальное значение имеет общее определение добытого полезного ископаемого, которое дано в п. 1 ст. 337 НК РФ: полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации.

В ряде актов КС РФ (в т.ч. определения от 25 февраля 2013 г. № 189‑О, от 24 декабря 2013 г. № 2059‑О) отмечается, что правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов (в том числе минерального сырья), содержащихся в недрах. В ст. 337 НК РФ термин «полезное ископаемое» используется для целей налогообложения в специальном значении – как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Из этого следует, что возникновение объекта обложения НДПИ связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

Специальные определения даны в п. 2 ст. 337 НК РФ. Видами добытого полезного ископаемого являются в том числе: горючие сланцы; уголь (в соответствии с классификацией, установленной Правительством РФ – постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 486), торф; углеводородное сырье; товарные руды; неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии; подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды и т.д.

В п. 2 ст. 336 НК РФ приведен перечень видов добытых (извлеченных) полезных ископаемых, которые не признаются объектом налогообложения НДПИ, в том числе: общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления.

Налоговая база по НДПИ, согласно п. 2, 3 ст. 338 НК РФ определяется в следующем порядке:

1) как стоимость добытых полезных ископаемых (по правилам ст. 340 НК РФ);

2) как стоимость добытых полезных ископаемых (по правилам ст. 340 и 340.1 НК РФ), при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья до истечения сроков и на специально определенных территориях;

3) как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (по правилам ст. 339 НК РФ) при добыче угля и углеводородного сырья.

Ряд разъяснений содержится в постановлении Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости». В частности, в п. 4 данного постановлении Пленума отмечается, что оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со ст. 337 НК РФ полезным ископаемым. Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по НДПИ надлежит руководствоваться подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 340 НК РФ, то есть определять налоговую базу на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого исчисляется с учетом расходов налогоплательщика, произведенных им в налоговом периоде (п. 4 ст. 340 НК РФ). В постановлениях Президиума ВАС РФ от 8 декабря 2009 г. № 11715/09 и от 8 ноября 2011 г. № 5292/11 на этот счет дано следующее разъяснение: расходы, произведенные налогоплательщиком, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций; при исчислении же налога на добычу полезных ископаемых расходы, предусмотренные НК РФ, напротив, формируют налоговую базу названного налога. Особый интерес представляет то, что в соответствии с определениями КС РФ от 1 октября 2009 г. № 1269‑О‑О и № 1268‑О‑О, от 1 декабря 2009 г. № 1484‑О‑О в данные расходы включаются и суммы НДПИ, ранее уплаченного налогоплательщиком. В некоторой степени имеет место «налог на налог». С другой стороны, и в плане исчисления таких налогов, как НДС и акциз, технология «налог на налог» существует уже длительное время. В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров).

Ставки НДПИ предусмотрены в ст. 342 НК РФ и различаются в зависимости от вида полезного ископаемого (а иногда – и места добычи). В качестве примеров можно привести:

– 0 % (0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.;

– от 3,8 % до 8 % для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;

– 493 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно), 530 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно), за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти (Кд), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья (Кдв). Коэффициенты Кц, Кв и Кз определяются в порядке, установленном соответственно п. 3, 4 и 5 ст. 342 НК РФ. Коэффициенты Кд и Кдв определяются в соответствии со ст. 342.2 НК РФ;

– 42 руб. за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс), определяемые в соответствии со ст. 342.4 НК РФ;

– 47 руб. за 1 тонну добытого антрацита.

При этом налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты–дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902 «О порядке определения и официального опубликования коэффициентов–дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»).

Исчисляется НДПИ только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, 343 НК РФ).

Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Срок уплаты НДПИ – не позднее 25–го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ).

Налоговая декларация по НДПИ должна быть представлена не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 345 НК РФ).


Глава 6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

6.1. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Транспортный налог является региональным прямым налогом. Он предусмотрен гл. 28 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Предшественником данного налога в части автомобилей является налог с владельцев транспортных средств, который уплачивался на основании ст. 6 Федерального закона «О дорожных фондах в Российской Федерации» (утратил силу), а в части иных транспортных средств – налог на имущество физических лиц, взимавшийся на основании п. 2 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» (в этой части утратил силу). Кроме того, непродолжительное время действовал Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 141–ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств» (утратил силу). С 1 января 2014 г. в п. 2 ст. 362 НК РФ введены повышающие коэффициенты для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб.

Региональные органы власти при введении налога в соответствии со ст. 356 НК РФ вправе определить ставку налога в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками – организациями. Кроме того, региональные органы власти вправе не устанавливать для налогоплательщиков – организаций отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ), имеют возможность устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ), могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ), а также могут предусмотреть региональные налоговые льготы (ст. 356 НК РФ).

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем (п. 3 ст. 12 НК РФ). Если региональные органы власти не проявляют нормотворческой активности и не вводят транспортный налог на подведомственной территории, то налог, тем не менее, считается введенным для физических лиц и подлежит уплате по федеральным ставкам (п. 4 ст. 361 НК РФ) в сроки, следующие из НК РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

К примеру, на территории Нижегородской области действует областной закон от 28 ноября 2002 г. № 71–З «О транспортном налоге».

Налогоплательщиками транспортного налога, на основании ст. 357 НК РФ, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения транспортным налогом является факт владения определенными видами транспортных средств, зарегистрированными в установленном порядке.

В частности, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (п. 2), регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

– подразделения ГИБДД МВД РФ – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

– органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации – тракторов, самоходных дорожно–строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

– военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, – транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При этом, исходя из постановления Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12223/10, факт регистрации транспортного средства является принципиальным (и, по всей видимости, определяющим) для вывода о том, что у владельца имеется обязанность по уплате транспортного налога. Возможно, позиция ВАС РФ следует из определения КС РФ от 29 сентября 2011 г. № 1267‑О‑О: федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в гл. 28 НК РФ связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Но в таком случае экономическим основанием поимущественного налога (п. 3 ст. 3 НК РФ) является не факт владения имуществом, а факт его регистрации в государственном органе. Данный подход является исключительно формальным и не исключающим истребования транспортного налога и в том случае, если транспортное средство вообще отсутствует (хотя и продолжает быть зарегистрированным на владельца). Кроме того, очевидно, что регистрация транспортного средства (как, впрочем, и любая иная публичная регистрация имущества) сама по себе не имеет никакого экономического основания. По аналогии можно привести определение КС РФ от 5 июля 2001 г. № 154‑О: государственная регистрация прав на недвижимое имущество не затрагивает самого содержания указанного гражданского права. В иных актах КС РФ (постановление от 12 мая 2011 г. № 7‑П, определения от 7 декабря 2006 г. № 544‑О, от 1 октября 2008 г. № 670‑О‑О, от 26 января 2010 г. № 124‑О‑О) разъяснено, что государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств.

По мнению О.Р. Михайловой, и с точки зрения теории налогов, и с точки зрения гражданского права, взимание транспортного налога при физическом отсутствии транспортного средства невозможно[988]. Тем не менее, в настоящее время в качестве объекта транспортного налога, по мнению ВАС РФ, имеет место высоковероятная неопровержимая презумпция – факт регистрации транспортного средства означает и факт физического наличия этого транспортного средства у налогоплательщика.

Кроме того, следует отметить позицию ВАС РФ, выраженную в постановлении Президиума от 7 июня 2012 г. № 14341/11: транспортные средства общества подлежат государственной регистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.

Данная позиция, в частности, не исключает и такого подхода: все основания постановки на учет и снятия с учета транспортных средств в виде закрытого перечня содержатся в вышеуказанных Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ. Если транспортное средство не поставлено на учет (снято с учета) при наличии (отсутствии) указанных оснований, для целей транспортного налога это не имеет правового значения.

Таким образом, правила регистрации облагаемых рассматриваемым налогом транспортных средств (в т.ч. и принятые органами исполнительной власти), во многом предопределяют объект налогообложения. Впрочем, сходная ситуация имеет место и в другом поимущественном налоге – в налоге на имущество организаций. Там правила бухгалтерского учета основных средств, разрабатываемые Минфином России, также фактически предопределяют объект налогообложения.

Виды транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, хотя и подлежат регистрации, НК РФ предусматривает в п. 2 ст. 358 (в том числе весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.; транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом).

Налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ исчисляется различными способами в зависимости от вида транспортного средства (как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; как паспортная статическая тяга реактивного двигателя; как валовая вместимость в регистровых тоннах; как единица транспортного средства).

Предельные налоговые ставки (подлежащие конкретизации на региональном уровне) предусмотрены в ст. 361 НК РФ. Так, в зависимости от мощности двигателя для легковых автомобилей они установлены до 150 руб./л.с.; для грузовых автомобилей – до 85 руб./л.с.; для мотоциклов и мотороллеров – до 50 руб./л.с. Для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, предусмотрена предельная ставка 200 руб. с каждой регистровой тонны валовой вместимости. Кроме того, для регионального законодателя предусмотрены не только максимальные, но и минимальные ставки данного налога.

Соответственно, в ст. 6 Закона Нижегородской области «О транспортном налоге» установлены конкретные ставки налога. Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 45 л.с. до 100 л.с. ставка составляет 22,5 руб./л.с..

В п. 2 ст. 362 НК РФ с 1 января 2014 г. введены повышающие коэффициенты для легковых автомобилей (минимальный размер: 1,1 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. до от 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет; максимальный размер: 3 – в т.ч. в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет). Какие именно автомобили являются «дорогими», и как именно исчисляется их средняя стоимость, определено в принятых Минпромторгом России «Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей» (опубликован на сайте Министерства 28 февраля 2014 г.[989]) и в приказе от 28 февраля 2014 г. № 316 «Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации».

Определенную проблему может представлять отнесение транспортного средства к одной из групп, выделенных в ст. 361 НК РФ; при том, что от решения данного вопроса зависит размер налоговой ставки и, соответственно, налога. В частности, является актуальным вопрос отнесения некоторых автомобилей к грузовым (к легковым, к автобусам). Классический пример «проблемного» в этом аспекте автомобиля – УАЗ «буханка». В настоящее время принятые в России категории транспортных средств (для целей предоставления права на управление ими) определены в п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196‑ФЗ «О безопасности дорожного движения» (A, B, C, D и др.). Но эти категории, указываемые в регистрационных документах, не всегда позволяют однозначно ответить на данный вопрос. В частности, четкого нормативного определения терминов «легковой автомобиль», «грузовой автомобиль» не имеется.

Интересно то, что для грузового автомобиля при определенной мощности двигателя ставка транспортного налога может быть меньше, чем для легкового автомобиля с такой же мощностью двигателя. По этой причине некоторые владельцы мощных автомобилей категории «В» типа «пикап» стремятся убедить налоговый орган в том, что их автомобиль является грузовым.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2007 г. № 5336/07 рассматривался вопрос налогообложения автомобилей с оборудованной на них спецтехникой (кранами, цистернами, подъемниками, бетоносмесителями, буровыми установками), а также спецмашин (пожарных, уборочных, автомастерских, топливозаправщиков и т.п.). Налогоплательщик настаивал на их отнесении к категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», а налоговый орган – к категории «грузовые автомобили». Суд указал, что если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено, и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в пункте 1 ст. 361 НК РФ. Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории «С». Следовательно, при исчислении транспортного налога надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным Законом о транспортном налоге для категории «грузовые автомобили».

Предлагается и общий вариант решения указанной проблемы: применительно к ст. 361 НК РФ автомобиль может быть грузовым, легковым, либо автобусом. При определении типа транспортного средства необходимо руководствоваться паспортом транспортного средства. Если указанный документ не позволяет однозначно определить, к какой из категорий следует относить конкретный автомобиль, то исходя из п. 7 ст. 3 НК РФ следует применять наименьшую ставку из возможных[990].

Кроме того, в определении КС РФ от 14 декабря 2004 г. № 451‑О разъяснено, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. На основании данного подхода, в постановлении ФАС ВВО от 27 апреля 2007 г. № А43‑9831/2006‑31‑274 сделан вывод, что автомобили, участвующие в полигонных и заводских испытаниях и не предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них, не являются транспортными средствами по цели использования и не являются объектом налогообложения транспортным налогом.

Исчисляется транспортный налог (п. 1, 2 ст. 52, п. 1 ст. 362 НК РФ):

– налогоплательщиками–организациями: самостоятельно;

– налоговыми органами: для налогоплательщиков – физических лиц на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (в том числе ГИБДД).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: