Выпускная квалификационная работа выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта).
Объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 30, ноне более 50 страниц печатного текста (приложение в общий объем работы не входит).
Рекомендуется следующая структура выпускной квалификационной работы:
- титульный лист;
- содержание (оглавление);
- введение (3-4 стр.);
- основное содержание выпускной квалификационной работы (20-40 стр.);
- заключение (3-4 стр.);
- список использованных источников информации (не менее 25 источников);
- приложения (по тексту изложения работы обязательно должны быть ссылки на номера приложений).
Титульный лист – установленный образец, который содержит названия образовательного организации, предметной (цикловой) комиссии, а также тему выпускной квалификационной работы; фамилию, имя и отчество студента, специальность, курс, номер группы студента, форму обучения; инициалы и фамилию научного руководителя работы, председателя предметной (цикловой) комиссии.
Содержание (оглавление) включает введение, наименования и номера глав и параграфов, заключение, список использованных источников информации, приложения.
Во введении необходимо обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы, сформулировать цель и задачи, объект и предмет исследования, круг рассматриваемых проблем, указать базу исследования, материалы которой используются в работе.
Содержащиеся во введении формулировки актуальности темы, цели и задач работы, практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований.
Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности выбранной темы в других трудах. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного.
От доказательства актуальности темы целесообразно перейти к формулировке цели работы, которая должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождения закономерностей. Правильная постановка цели – процесс не менее важный, чем формулирование выводов.
Например, цель исследования: изучение возможности экспериментирования в повышении познавательного потенциала экскурсий.
Объект исследования – это часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом практической и теоретической деятельности человека. Это может быть процесс обучения, внеклассная работа, деятельность воспитанника, психические процессы и т.д. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет исследования.
Например, если избирается объектная область – методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, то объектом исследования могут быть методы, формы, межпредметные связи, особенности обучения детей разным видам изобразительной деятельности.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть содержание, условия, среда, формы, методы обучения и воспитания, деятельность и т.д.
Например, объектом исследования может быть воспитание бережного отношения к природе у детей, а предметом – экскурсия как средство бережного отношения к природе.
В развитие цели выпускной квалификационной работы определяются задачи. Обычно это делается в форме перечисления (проанализировать, осуществить проверку, разработать, обобщить, выявить, доказать, показать, найти, изучить, раскрыть, рассмотреть, определить, описать, исследовать, выяснить, дать рекомендации, установить взаимосвязь, сделать прогноз и т.п.).
Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав выпускной квалификационной работы. Это важно и потому, что заголовки глав и вопросов довольно часто рождаются из формулировок задач выпускной квалификационной работы. В последующем, при написании заключения, целесообразно сделать выводы и внести предложения, отражающие достижение цели и задач работы.
Например, тема исследования «Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках чтения» может предполагать решение следующих задач:
- проанализировать основные теоретические подходы к развитию нравственных качеств у младших школьников;
-изучить опыт работы современных школ по развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках чтения;
- выявить экспериментальным путем возможности уроков чтения для развития нравственных качеств у младших школьников;
- создать методические рекомендации по развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках чтения.
В конце «Введения» желательно раскрыть структуру исследования, т.е. дать перечень её структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
Основная часть выпускной квалификационной работы включает главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов – название глав. Формулировки должны быть лаконичными и отражать суть главы (параграфа).
Основная часть выпускной квалификационной работы должна содержать, как правило, две главы.
Первая глава посвящается теоретическим аспектам изучаемого объекта и предмета выпускной квалификационной работы. В ней содержится обзор используемых источников информации, нормативной базы по теме выпускной квалификационной работы.
Работа над первой главой должна позволить руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих общих компетенций выпускника:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (OK-1);
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4);
Вторая глава посвящается анализу практического материала, полученного во время производственной практики (преддипломной). В этой главе содержится:
- анализ конкретного материала по избранной теме;
- описание выявленных проблем и тенденций развития объекта и предмета изучения на основе анализа конкретного материала по избранной теме;
- описание имеющихся путей решения выявленных проблем.
В ходе анализа могут использоваться аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.
Работа над второй главой должна позволить руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих общих компетенций:
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК-2);
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-3);
- способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК-5);
- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами (ОК 6);
- ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса (ОК 7);
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8);
- осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. (ОК-9).
Руководитель должен оценить и отметить в отзыве уровень развития профессиональных компетенций, в рамках освоения профессионального модуля, соответствующего выбранной теме выпускной квалификационной работы.
Заключение является завершающей частью выпускной квалификационной работы, которое содержит выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов. Заключение не должно составлять более пяти страниц текста. Заключение лежит в основе доклада студента на защите.
Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании выпускной квалификационной работы, составленный в следующем порядке:
- законы Российской Федерации;
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- нормативные акты, инструкции;
- иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады,
- официальные отчеты и др.);
- монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
- иностранная литература;
- интернет-ресурсы.
Оформление осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 - 2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления и ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
Приложения могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих вспомогательное значение, например, копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п.
Выпускная квалификационная работа по специальностям среднего профессионального образования может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный или проектный характер.
ВКР опытно-практического характер имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы.
- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы;
- практическая часть должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- список используемых источников (не менее 25 источников);
- приложение.
ВКР опытно - экспериментального характера имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.;
- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;
- практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- список используемых источников (не менее 25 источников);
- приложение.
Содержанием выпускной квалификационной работы проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности.
По структуре данная ВКР состоит из пояснительной записки, практической части, списка используемых источников. Структура и содержание пояснительной записки определяется в зависимости от профиля специальности, темы проекта.
Для специальностей технического профиля пояснительная записка ВКР содержит:
-введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, сформулированную цель дипломного проекта, название объекта дипломного проектирования, перечень основных проблем и задач, решаемых и представленных в пояснительной записке;
- теоретическую часть, в которой приводится обзор современных программных средств (не менее 3) создания проекта (например, электронного пособия), описание программы для создания проекта (например, электронного пособия);
- проектную часть, которая состоит из алгоритма создания проекта (пошаговые действия со скриншотами) и руководства пользователя;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования работы;
- список используемых источников (не менее 20 источников);
- приложения, связанные с проектом.
Для специальностей гуманитарного профиля в пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых продуктов творческой деятельности.
В проектной части созданные изделия или продукты творческой деятельности представляются в виде программ, моделей, сценариев, готовых изделий, художественных произведений, картин, чертежей, схем, графиков, диаграмм, серий наглядных пособий, электронных учебно-методических пособий, компьютерных обучающих программ и презентаций и т. п. в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой проекта.
Объем пояснительной записки должен составлять не менее 20 страниц печатного текста.
К проектной работе прилагается справка, подтверждающая использование (применение, внедрение), созданного изделия или продукты творческой деятельности.
Изложение ведётся с использованием местоимения «мы». Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа («наблюдаем», «устанавливаем», «имеем»). Используются выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», «по мнению автора» (дипломной работы). Мысль может быть выражена в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать», «проведенные исследования подтвердили» и т.п.