Оформление текста выпускной квалификационной работы

Дипломный проект должен содержать не менее 60 и не более 100 печатных стра­ниц. Текст должен быть распечатан на компьютере на одной стороне белой бумаги форма­та А4 через полуторный интервал шрифтом Times New Romans Cyr, кегль14. Так же необ­ходимо выдерживать поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху - 20 мм, снизу - 25 мм (см. образец титула).

Оформление титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» Факультет психологии Кафедра психофизиологии и клинической психологии СЕРГЕЕВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА Дипломная работа по специальности «03030265 - Клиническая психология» Тема: «ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПОСТОПЕРАЦИОННУЮ АДАПТАЦИЮ БОЛЬНЫХ» Научный руководитель: кмн., доцент. Петров С.А. г. Санкт – Петербург 2011 г.

Разработка и оформление оглавления

Представление текста отдельными главами позволяет более логично и структуриро­вано излагать, а затем и воспринимать представленную информацию. Курсовые и рефера­тивные работы не требуют разбивки текста на главы, поскольку представляют собой мало­объемные работы. В дипломной же работе предусматривается введение глав, общее коли­чество которых не должно превышать 3-5. Главы представляют собой наиболее крупные разделы дипломной работы, которые разбиваются на разделы и подразделы, число по­следних должно быть не менее двух, в противном случае выделение нового раздела или главы нецелесообразно.

Например: Глава 1. Теории адаптации (Обзор литературы).

1. Теория адаптации Г. Селье.

1.1. Описание общего адаптационного синдрома

1.2. Физиологические механизмы общего адаптационного синдрома

2. Теория адаптации, предложенная Ф.З. Меерсоном и т.д.

Каждую новую главу начинают с новой страницы. Между тем разделы и подразде­лы начинать с новой страницы не рекомендуется. Главы (разделы и подразделы) должны иметь название, отражающие их содержание и сквозную нумерацию по всему тексту. Не­обходимо заметить, что такой раздел как «введение» и «заключение» не нумеруется. На­звание отделяется от последующего (и предыдущего текста) пробелом.

При оформлении оглавления следует четко соблюдать соответствие указанных страниц и текста представленного на них. Говоря о страницах, нельзя не упомянуть о воз­можной их нумерации: нумерация страниц производится с титульного листа, на котором сам номер не выставляется. Номер проставляется в нижней или верхней части листа (посе­редине).

Введение.

Введение, как один из основных разделов, представляет собой сжатое изложение основных идей дипломной работы. Выполнение данного раздела отражает способности студента анализировать и синтезировать информацию. Оно должно быть кратким, грамот­но и умело оформленным и не должно содержать посторонней информации связанной, на­пример, с личными переживаниями. Обычно рекомендуемый объем данного раздела не должен превышать 3-5 страниц. Во введении традиционно освещаются такие вопросы как:

-актуальность темы, ее новизна и практическая значимость;

-характеристика основных психологических понятий, связанных с темой работы;

-постановка цели исследования;

-выделение задач исследования;

-определение объекта исследования;

-определение предмета исследования;

-выдвижение рабочей гипотезы.

В аннотации работы дается краткая характеристика каждого из разделов работы, включая количество литературных источников и приложения.

Каждый из перечисленных выше пунктов начинается с нового абзаца (3-5 знаков «пробел»), но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Хотя для удобства восприятия полезно выделять ключевые слова (курсивом; жирным шрифтом; подчеркива­нием) - но не заключать их в кавычки.

Актуальность темы

Актуальность темы определяется, в идеале, отсутствием ранее предложенных работ по данной проблеме. Однако такой глобальный подход в большей степени отражается в диссертационных работах. В данном варианте об актуальности темы может говорить о предложенном новом взгляде на актуальную задачу, малой изученности и проработанности вопроса и др. Говоря об актуальности необходимо также указывать и обосновывать прак­тическую значимость научного исследования.

Цель исследования.

Цель исследования, по мнению Л.В. Куликова (2002) - «это желаемый конечный результат, то есть то, что мы хотим получить, чего добиться в результате проводимого иссле­дования». Чаще всего цель работы заключается в том, чтобы «изучить...», «оценить…», «установить...», «разработать… на основе…» и др..

Например: Целью исследования является изучение индивидуально-психологических особенностей лиц, склонных к аддиктивному поведению.

Задачи исследования

Задачи исследования это своего рода план, следуя которому автор приходит к намеченной научной цели. По своей сути задачи исследования разбивают цель на «подцели»- опреде­ленные этапы, постепенное достижение которых приводит к достижению поставленной це­ли. В работе рекомендуется выделять не более 5 задач.

Например:

1. Изучение интеллектуальных особенностей лиц, склонных к аддиктив- ному поведению.

2. Изучение волевой сферы лиц, склонных к аддиктивному поведению.

3. Оценить особенности эмоциональной сферы лиц, склонных к употреблению ПАВ и др.

Объект исследования

Объект - это то, на что, а, вернее, на кого направленно исследование. В психологии объектом исследования чаще всего выступает человек, группа людей и др. В зависимости от поставленной цели необходимо более детально охарактеризовать объект исследования: количество обследованных, возраст, пол, а также некоторые социально психологические характеристики.

Например: Объектом исследования являются 35 здоровых курсантов мореходного училища вуза первого года обучения.

Предмет исследования

Предмет исследования это то, что непосредственно изучается в ходе практической работы. В психологии это чаще всего, какие либо психические явления, свойства, состоя­ния, функции и т.д.

Например: Предметом исследования является особенности восприятия лиц пожилого возраста.

Рабочая гипотеза

Гипотеза это утверждение; положительное или отрицательное суждение, которое подтверждается или опровергается результатами проведенного исследования. Рабочая гипотеза должна непосредственно быть связана с целью исследования, но не дублировать ее.

Например: Больные ишемической болезнью сердца имеют высокие показатели личностной тревожности.

Теоретическая/ реферативная часть.

Теоретическая или реферативная часть работы представляет собой материал, состоящий из проанализированных и переосмысленных литературных источников по выбранной теме. Необходимо заметить, что она не должна состоять только лишь из перепи­санных данных научной литературы, а должна представлять собой самостоятельное теоретическое исследование. Логическое построение и изложение теоретической части диплом­ной работы может быть представлено следующим образом:

- переход от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов (на­пример: понятие «адаптация» - адаптация к экстремальным условиям - адаптация к ги­подинамии - адаптация к условиям профессиональной деятельности в низких широтах;

- рассмотрение и анализ исследований в данной области, представленный в хронологическом порядке;

- описание различных подходов в рассмотрение данной проблемы (например: представление о неврозе с точки зрения психоаналитической школы - невроз, с точки зрения поведенческой теории и т.д.).

Целесообразным является использовать цитирование особенно важных положений, учитывая предъявляемые к этому требования. Так, например, в случае прямого цитирова­ния текст оригинала заключается в кавычки и воспроизводится без каких-либо изменений. Такие цитаты не должны быть слишком длинные. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы.

Например: «Для формирования профессиональной идентичности необходимо усвоение профессиональных стереотипов трудовой деятельности» (ШнейдерЛ.Б. Пособие по психологическому консультированию,2003 г.,55 с.).

Но существует вариант, при котором цитируемый текст приводится со строчной бу­квы, в случае если данная цитата представляет собой часть предложения цитируемой работы. В этом случае после открывающихся кавычек часто ставят отточие (...).

Например: «...кризис возникает тогда, когда создается потенциальная или акту­альная угроза фундаментальным потребностям человека.» (Реан А.А. и др. Психология адаптации личности, 2002 г., 127с.)

При использовании косвенного цитирования, осуществляется воспроизведение близкое к тесту оригинала. В данном случае цитата не заключается в кавычки, но после ее завершения в скобках обязательно указывается источник и номер страницы, откуда заимствовалась информация.

Например: По мнению В.Н. Васильева невроз является болезнью адаптации, кото­рая возникает вследствие недостаточности приспособительных механизмов. (В.Н. Ва­сильев. Здоровье и стресс, 1991, 37 с.).

Допускается представлять ссылки на исследования конкретного автора, который приводит необходимые дипломанту данные.

Например: По данным В.И.Ковалева (1974) профессиональная эффективность оператора сложных динамических объектов во многом зависит от развития у индивида пространственного мышления и комбинаторных способностей. (Цит. по М.М.Решетников. Психическая травма, 2005, 78 с.).

Вообще необходимо заметить, что ссылки на используемую литературу должны обязательно присутствовать в теоретической части работы. Во-первых, это, своего рода, защита авторских прав, а во-вторых, это дает возможность оценить самостоятельность ра­боты студента над своим дипломным проектом. Чаще всего именно неправильное оформление ссылок приводит к ряду трудностей. Поэтому целесообразно перепроверять, на­сколько правильно сделана ссылка, с точки зрения оформления текста. Если фамилия ав­тора идет непосредственно в тексте, инициалы указываются перед фамилией автора. В этом случае ссылка может ограничиться указанием года издания и страницы, на которой напечатан цитируемый текст.

Например: В соответствии с теорией В.И. Медведева (1982 г., 37с.) «... под адаптацией следует понимать…»

Если же вначале сообщаются какие-то данные, а затем следует ссылка на авторов, которые их приводят, то в таком случае все фамилии указываются в скобках. При этом инициалы ставятся после фамилии, через запятую указывается год и страница.

Например: «Фундаментальное правило терапии ПТСР - принимать тот темп работы и самораскрытия пациента, который он сам предлагает» (Соловьева С.Л.,2003,93 с).

Допускается указание в тексте либо фамилии авторов (с полным указанием инфор­мации литературного источника и страницы, на которой представлен цитируемый текст); либо номеров, под которыми эти работы указаны в вашем списке литературы (так же с указанием страницы, на которой представлен цитируемый текст). Использование одновре­менно обоих вариантов не допустимо.

Представление отдельных видов текстового материала.

1. Оформление числовых обозначений

В квалификационных работах очень часто используется не только словесная ин­формация, но и числовая и словесно-числовая, на оформление в тексте которой, как пра­вило, не обращается необходимого внимания. Однако даже представление такого типа ин­формации должно соответствовать ряду требований. Так, например, однозначные количе­ственные числительные пишутся словами

Например: на пяти испытуемых: у трех опрошенных и т.д.

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением тех, с которых начинается абзац.

Например: выборка состоит из 65 студентов: всего обследовано 73 человека и др.

Такие числительные, при записи обычно указываются без падежных окончаний, если они сопровождаются существительными, определяющими их.

Например: на 43 страницах.

Порядковые числительные обычно записываются словами (третий, тридцать шестой и т.д.). Но возможно так же записывать и при помощи цифровых обозначений. В этом слу­чае числительные склоняются в тексте и записываются вместе с падежным окончанием:

а) если числительное заканчивается на две согласные, на «й» и на согласную букву в падежном окончании указывается одна буква,

Например: в тридцатых - в 30-х (а не: в 30-ых).

б) если числительные оканчиваются на согласную и гласную буквы в падежном окончании указываются две буквы.

Например: ученики восьмого класса - ученики 8-го класса (а не: 8-ого).

2. Оформление сокращений

Очень часто в текстах дипломных работ встречается использование сокращений, которые могут быть представлены как:

1) буквенные аббревиатуры

2) буквенные обозначения.

Использование такого рода обозначений также должно подчиняться установленным правилам. В частности:

1) Сокращение должно оканчиваться на согласную букву, а не на гласную (если ко­нечно это не начальная буква в слове), на букву «й» или на мягкий знак.

2) Вводить в текст сокращения необходимо только после их полной интерпретации.
Например: для оценки эмоционального фона нами была использована методика «Анкета самооценки состояния» (АСС) - ив дальнейшем используется предложенная в скобках аббревиатура.

3. Оформление перечислений.

В научных текстах используется много перечислений, состоящих как из закончен­ных, так и незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозна­чаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающей скобкой.

Например: выделяют следующие типы темперамента:

1) холерик

2) сангвиник

3) флегматик

4) меланхолик.

Или другой вариант, с использованием дефисов.

Например: выделяют следующие типы темперамента:

-холерик;

-сангвиник;

-флегматик;

-меланхолик.

В том случае, когда части перечислений, состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой.

Например: Ф.Б. Березин выделяет последовательные стадии в формировании тревоги:

1. Ощущение внутренней напряженности.

2. Гиперстезические реакции.

3. Собственно тревога.

4. Страх и т.д.

Текст всех элементов перечисления должен строго соответствовать вводной фразе.

Методы и методики.

Данный раздел дипломного проекта, обычно выделяется как самостоятельная глава, в которой указываются основные методы и методики, используемые студентом в ходе проведения практического исследования. В нем так же дается их подробное описание, ко­торое должно включать в себя инструкцию к предъявляемому методу или методике и опи­сание хода выполнения обработки предложенного материала.

Если используемые методи­ка или метод, являются достаточно известным и часто используемыми, то их описание мо­жет ограничиться указанной выше информацией. Если же в работе используется авторский метод или методика, или те которые редко применяются в широкой практике и не являют­ся общеизвестными, то в данном случае необходимо более подробное их описание и тре­буются оформления в виде приложения к работе стимульного материала (если таковой имеется).

Собственно эмпирическое исследование.

Следующим этапом, после характеристики инструментария работы следует этап описания того, что же было получено в ходе его использования. Именно этому и должен быть посвящен данный раздел.

Рекомендуется использовать следующий план для описания эмпирического иссле­дования:

1. Описание целей и задач эмпирического исследования

2. Характеристика выборки.

Необходимо заметить, что объем выборки, зависит от целей проводимого исследо­вания и может варьироваться от 1 до 1000 человек. В целом же рекомендуемый объем сравниваемых выборок должен составлять до 100 человек (основная и контрольная группы).

3.2.2. Описание полученных результатов.

Из всех вышеуказанных подразделов последний представляет особый интерес. По­скольку данный раздел должен быть представлен непосредственно полученными автором данными и их интерпретацией (выводами, о которых речь пойдет ниже). Как уже го­ворилось, работа является квалификационной и требует от студента не только умения со­брать необходимые данные, но и провести их грамотную обработку с помощью математико-статистических методов. Эта весьма трудоемкая работа, может быть продела­на как «вручную», так и на ПЭВМ в программах «Statistica for Windows» или «SPSS». He будем подробно останавливаться на вопросах статистической обработки, поскольку данная про­блема широко представлена в специальной литературе. Единственное на чем имеет смысл заострить внимание, так это непосредственно на этапе выбора самих методов, которыми следует руководствоваться. Ведь от правильности выбора метода зависит правиль­ность всего процесса обработки данных. Кстати, нужно заметить, именно на данном этапе работы чаще всего допускаются ошибки. Целесообразно использовать основные правила, руководствуясь которыми оплошности такого рода будут сведены авторами дипломных проектов к минимуму.

Итак, важную роль в выборе методов статистической обработки полученных дан­ных имеют следующие критерии:

1) Задачи исследования, или что вы хотите «рассмотреть», «изучить», «выявить». Например, если задачей является выявить взаимосвязь между уровнем тревожности и девиантным поведением, нет смысла использовать в качестве метода статистиче­ской обработки факторный анализ. Ошибкой многих исследователей является не­соответствие используемых методов и поставленных задач. Чаще всего наблюдается по­пытка применить на имеющихся данных все известные ему методы статистики, мотивируя это тем, что «вдруг что-то получится». Такой подход в научной среде, где требуется четкость, логичность, строгая последовательность и взаимосоответствие, просто неприемлем.

2) Следующим основанием для выбора методов статистической обработки, кото­рый должен присутствовать в каждой работе является метод первичных описательных ста­тистик:

а) Меры центральной тенденции:

• мода;

• медиана;

• среднестатистическое;

б) Меры изменчивости:

• дисперсия;

• стандартное отклонение;

• асимметрия;

• эксцесс.

Основное назначение каждой из первичных описательных статистик - замена мно­жества значений признака, измеренного на выборке, одним числом.

в) Соответствие закону нормального распределения:

• графический метод;

• критерий асимметрии и эксцесса;

• критерий Колмогорова - Смирнова.

Анализ имеющихся данных, проведенный в соответствии с вышеуказанными кри­териями, позволяет автору сделать выбор в пользу параметрических или непараметриче­ских методов статистической обработки, поскольку данные критерии в полном объеме от­ражают характеристику выборки (а, следовательно, и генеральной совокупности). Непо­средственно выбор параметрических и непараметрических методов осуществляется на ос­новании следующих положений. Использование непараметрических методов оправдано в случае, когда:

- распределение значений признака в генеральной совокупности не соответствует «нормальному распределению»;

- есть сомнения в нормальности распределения признака в генеральной совокупно­сти, но выборка слишком мала, чтобы по выборочному распределению судить о распреде­лении в генеральной совокупности.

3) Еще одним основанием при выборе метода являются типы шкал, в которых изме­рен признак.

На основании последнего положения, можно предложить своего рода алго­ритм, позволяющий путем исключения не соответствующих вашим данным характе­ристик найти подходящий метод.

Итак, метод выбран, данные обработаны, а это значит, что получены определенные числовые характеристики, которые необходимо описать и интерпретировать. Именно при описании полученных результатов исследования необходимо соблюдать строгую логиче­скую последовательность. Лучше, если она будет представлять собой описание результа­тов полученных при использовании каждой отдельно взятой методики.

Например: Показатели ситуативной тревожности, полученные по методике Спилбергера-Ханина.

Динамика показателей умственной работоспособности, полученных по методике «Счет по Крепелину» и др.

Для удобства изложения и восприятия их выделяют из общего текста, но не нуме­руют. Целесообразно после каждого такого подраздела приводить выводы по результатам использования каждой методики. В конце данного раздела приводятся общие выводы по результатам всех используемых в работе методов и методик. Для уровня дипломной рабо­ты помимо констатации полученных фактов, обязательно должна быть представлена и их интерпретация.

Оформление данного раздела дипломной работы может представлять собой опреде­ленные трудности связанные непосредственно с представлением данных в рисуночном и табличном вариантах. Поскольку эмпирическая часть работы представлена в основном в числовых показателях, измеряемого объекта, то наиболее удобно представлять его в таб­лицах.

Таблицы следует располагать сразу после текста, где она впервые упоминается или на следующей странице, нумеруя арабскими цифрами. Нумерация таблиц может быть либо сквозная - по всему тексту, либо в пределах раздела. Если в работе представлена только одна таблица, то ее не нумеруют. Номер следует размещать в левом верхнем углу после слова «Таблица».

Например:

Таблица 1

Заметьте, что данный заголовок не содержит не «№», и не заключается в кавычки.

Каждая таблица должна иметь название, которое помещается после слова «Таблица» и начинающийся с большой буквы заголовок не заключается в кавычки и после него не ставиться точка. Графы строк и столбцов в самой таблице должны также иметь названия, которые пишутся со строчной буквы.

Например:

Таблица 2 Структура взаимосвязей отдельно взятого мотива с некоторыми потребностями (по А.В.Копцову)

В дипломных проектах клинические психологи зачастую приводят данные оценки функционального состояния основных систем организма в ходе лечебных мероприятий: сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы или используют интегративные данные вторичных физиологических индексов. Пример таблицы с приведенными данными физиологического обследования пациентов в процессе лечения

Таблица 3.5. Динамика показателей вторичного физиологического индекса Робинсона у больных с ХИБС на начальном и завершающем этапе лечения.

Nпп Наименование вторичного физиологического индекса Изучаемая характеристика Начальный этап лечения (М + m) Завершающий этап лечения (М + m)
1. Инд. Робинсона Уровень обменно-энергетических про-цессов в организме. Потребление кислорода миокардом.   120,64 + 2,12   ** 86,8 + 3,09

Примечание: ** - достоверность различий при Р < 0,01

Часто случается так, что приходиться осуществлять перенос таблицы на другую страницу, в этом случае общий заголовок таблицы не повторяется, а над ней размещают «Продолжение таблицы...» с указанием ее номера. Заголовки ее глав и столбцов дубли­руются. Если данные в какой-либо ячейки таблицы отсутствует, то в ней ставиться про­черк «-».

Не рекомендуется оформлять данные в табличном варианте, если можно обойтись без этого. Так, например корреляционные взаимосвязи лучше всего отображать методом корреляционных плеяд. Лучше размещать корреляционные плеяды на отдельном листе не­посредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. Параметры изобража­ются кружочками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записы­ваются названия признаков. Линии, соединяющие кружки, кодируют характер корреляцион­ной связи, так:

____ положительная связь

------- отрицательная связь

____ 1 %

------- 5 %

Например:

Если записываются номера, то они должны быть расшифрованы в подписях к рисунку. Линии, соединяющие кружки, кодируют характер корреляцион­ной связи, так:

____ положительная связь

------- отрицательная связь

____ 1 %

------- 5 %

Рис.2. Структура интеркорреляционных связей между стажем профессиональной деятельности операторов и их психологическими характеристиками

1. Стаж профессиональной деятельности, месяцы.

2. Шкала F (Сдержанность-экспрессивность) (16 ФЛО), усл.ед.

3. Показатель H(Робость-смелость.)(16 ФЛО), усл.ед.

4. Фактор М (Практичность - развитое воображение)(16 ФЛО), усл.ед.

5. Шкала Mf (Мужественность-женственность) (СМИЛ), Т-баллы.

6. Реактивная тревожность (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), усл.баллы. 7. Тип реакции I (тест С.Розенцвейга). Интропунитивные реакции с фиксацией на само-

защите), усл.ед.

8. Шкала НПУ (стены) (Анкета «Прогноз»), усл.ед.

9. Категория профессиональной пригодности (ППО), усл.ед.

Как уже отмечалось, все используемые обозначения должны быть объяснены тек­стом под рисунком.

Украшением данного раздела работы может стать использование иллюстрационно­го материала (графики, диаграммы, гистограммы и т.д.), которые придают работе большую наглядность.

Графики, диаграммы и т.д. следует располагать непосредственно после текста, в ко­тором они впервые упоминаются, или на следующей странице, если в указном месте они не помещаются.

Например:

…на представленном ниже графике показаны профили испытуемых по тесту СМОЛ с действием разных механизмов переживания травматического события.

Весь иллюстрационный материал должен иметь сквозную нумерацию по всей работе. Номер указывается в левом нижнем углу после слова «Рис.». Если в работе представлены рисунки, иллюстрирующие строение морфологических систем, то они оформляются следующим образом:

Рис.4.5.Преимущественная иннервация внутренних органов симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы

Также каждый из них должен иметь свой заголовок, который указывается после слова «Рис.».

Например:

Рис.5.4. Динамика показателей тревожности

Весь иллюстрационный материал должен быть читаемым. В отношении двумерных графиков рекомендуется размещать по оси абсцисс - независимые переменные, по оси ор­динат - зависимые. Не рекомендуется на одном графике располагать более четырех кри­вых. Сами оси не должны заканчиваться стрелками.

На все используемые в работе таблицы и рисунки в обязательном порядке должны быть в тексте работы сделаны ссылки.

Например: из «Таблицы 1» следует, что…

Динамика показателей тревожности (Рис. 5).

Выводы

В разделе «Выводы» студент должен сделать краткие и четкие выводы по всей ра­боте. Для большей четкости в формулировании выводов рекомендуется брать за основу задачи исследования, так как выводы должны точно соответствовать поставленным зада­чам и логично вытекать из результатов их решения. На каждую задачу рекомендуется делать не более 2-х выводов. Начинать выводы целесообразно со слов: «Установлено…»,

«В процессе исследования выявлено…», «В результате математико-статистического анализа были получены следующие данные:…».

Заключение.

Особое значение должно придаваться разделу «Заключение». В нем в сжатом и систематизированном виде излагаются основные итоги, как анализа литературы, так и практической части. Изложение должно быть четким и ясным. Рекомендуемый объем за­ключения не более 5 страниц. Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. «Желательно чтобы в разделе «Заключение» было не бо­лее 5-7 выводов общего и конкретного вида, которые позволяют увидеть главные достижения (основные научные результаты) вашей работы» (В.Н. Карандашев, 2002).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: