Рациональная организация жизнедеятельности

Важной стороной здорового образа жизни является умение рационально организовать свою жизнедеятельность, т.е выработать такую систему организации жизни, которая обеспечит успешное выполнение биологических и социальных функций человека при сохранении и укреплении его здоровья.

Необходимость упорядочения своей жизни прямо вытекает из цикличности процессов жизнеобеспечения, происходящих в нашем организме. Сегодня науке известны биологические ритмы с периодами от долей секунды до нескольких лет или даже десятилетий. Но наиболее важными и распространенными являются т.н. циркадные или суточные биоритмы. В этой связи выделяют утренний («жаворонки»), вечерний («совы») и смешанный («аритмики») типы. Жаворонки, как правило, рано встают, быстро включаются в различные виды деятельности и достигают максимальной работоспособности в 10-11 и в 17-18 часов. Совы - наоборот: с трудом просыпаются, тяжело врабатываются и достигают наивысшей работоспособности –только к 18-22 часам. Наконец, аритмики не имеют такой строгой цикличности.

Для того, чтобы определить свой хронотип, можно воспользоваться, например, анкетой Осберга [45].

И хотя существует мнение, что формирование того или иного хронотипа отражает не столько врожденные особенности, сколько является результатом сложившихся стереотипов жизнедеятельности, бесспорным является тот факт, что сбой естественных биоритмов (дисинхроноз) является наиболее ранним предвестником неблагополучия. Так, медики отмечают, что полное восстановление биоритмов иногда наблюдается только через две недели после исчезновения клинических признаков заболевания.

Таким образом, с учетом особенностей своей ритмики необходимо таким образом распределять нагрузку, чтобы решение наиболее сложных задач приходилось на периоды наивысшей работоспособности.

Столь же закономерно меняется и работоспособность в процессе выполнения учебной деятельности. Такая сложно организованная система как человеческий организм не может мгновенно перейти от состояния покоя к напряженной деятельности. Нужен определенный промежуток времени (врабатывание), необходимый для сонастройки функциональных систем, создания специфического для данной деятельности динамического стереотипа, развертывания вегетативных функций и т.д.

Скорость врабатывания зависит как от характера самой деятельности, так и от особенностей организма, однако с практической точки зрения важно, что существует целый ряд способов оптимизации врабатывания. Этому может способствовать, например, гимнастика до занятий, заключительная часть которой должна включать упражнения, подготавливающие к выполнению соответствующей профессиональной деятельности. Необходимо обеспечить первичную (связанную с желанием учиться) и вторичную (когда знаешь значимость предмета) априорную настройку учеников. Предмет и урок должны чем-то привлекать: актуальной темой, оригинальной формулировкой темы, эмблемой-символом, перспективой получения ранее недоступных сведений и т.д. Важно также обеспечить первичную и вторичную апостериорную настройку учеников. Первичная – когда ученик попадает в мир школы и класса. Вторичная – захватывает начало урока, когда ученик должен увлечься настолько, чтобы ни одна посторонняя мысль не пришла ему в голову. Учитываются индивидуальные особенности естественных биоритмов учащихся. Первая часть урока не должна загружаться ответственным материалом. Необходимо заинтересовать учащихся и изложить «правила игры».

В основной части урока необходимо обеспечить фактор фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности: досконально продумывать план урока, не давать ученику отвлечься, изложить и обсудить основной материал.

Для обеспечения оптимального соотношения между физическим и информа-ционным объемом урока следует не выходить за пределы норм и критериев переработки информации, не допускать информационной перегрузки учащихся (не переходить на скороговорку, не читать по бумажке, использовать паузы для акцентировки, соображения, отдыха), уметь преодолевать резонансный, образовательно-языковый, профессионально языковый и национально-языковый барьеры. Учитывая, что в первую очередь запоминается не-обычное, учитель должен умело совмещает привлечение с запоминанием, «завязывает узелки», используя удивительные факты, яркие образы, бытовые примеры и т.д. Необходимо максимально использовать эффект глубины изложения, богатства содержания, блеска речи. Ученики должны идти не только на урок, но и на учителя!

Рациональная организация урока предполагает оптимальный ритм труда. Учителем должно быть найдено правильное соотношение между темпом и информационной плотностью, которые варьируются с учетом физического состояния и настроя учащихся. Для обеспечения привычной последовательности и систематичности работы сформированы традиционные алгоритмы урока. Учитель и ученики своевременно готовят себя к уроку. Планируются обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа урока к другому, своевременно обнаруживается наступление фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности, «взрыва». Принимаются необходимые меры к активному отдыху и восстановлению. Для снятия психоэмоционального и статического напряжения активно используются физкультминутки и паузы общего и специального воздействия. Здоровьесберегающий урок предполагает использование медико-гигиенических приемов сохранения функции зрения, методики активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных сенсорных тренажей по В.Ф.Базарному [5] и других подобного рода подходов, подбор соответствующей возрасту мебели, ведение систематического контроля за осанкой учащихся.

Принципиально важной является обоснованность (с точки зрения сохранения здоровья учащихся) методов, применяемых учителем. Учитель должен грамотно сочетать методы принуждения (постановка единой задачи, опрос, оценивание, распределение обязанностей), свободного выбора (беседа, выбор игрового действия, свобода творчества), самопознания и развития (познавательных процессов, эмоциональной сферы, волевой сферы, коммуникативности, само-оценивание) с акцентом на последние. Наряду с рутинной (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы), на уроке должны быть широко представлены игровая (групповая, парная, индивидуальная) и творческая (изобразительная, театральная и др.) деятельность ученика.

Список литературы

1. Айзман, Н.И. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / Н.И. Айзман, В.Б. Рубанович, А.В. Лебедев. - Новосибирск: Изд. ООО Рекламно-издательская фирма «Новосибирск», 2009. - 98 с.

2. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1980. – 196 с.

3. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2000. – 218 с.

4. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы индивидуального развития / И.А. Аршавский. — М.: Наука, 1982. — С. 270

5. Базарный, В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развитии учащихся в структурах учебного процесса / В.Ф. Базарный. – Сергиев Посад: Издательство Управления реабилитационной службы и специального образования, 1995. – 32 с.

6. Бернштейн, Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. — М.: Наука, 1966. – 312 с.

7. Бирхер-Беннер, М. Основы лечения питанием на началах энергетики / М. Бирхер-Беннер. – СПб: 1914. – 215 с.

8. Брег, П. Чудо голодание / П. Брег. – М.: «Студия АРДИС», 2009. – 87 с.

9. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления установки:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

10. Вишневский, В.А. Валеометрия: Методическое пособие / В.А. Вишневский В.А. – Сургут: Издательство СурГУ, 2001. – 146 с.

11. Вишневский, В.А. Основы рационального питания: Методическое пособие / В.А. Вишневский. – Сургут: Издательство СурГУ, 2001. – 84 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: