Методологические трудности в изучении индивидного уровня охраны здоровья

Несмотря на определенные достижения зарубежных и отечественных исследователей в изучении поведения, связанного со здоровьем, нельзя не отметить методологические трудности в этой области.

Прежде всего, это факт наличия в основе изучаемого поведения самых разных, порой конфликтных мотивов. Причем корреляция между различными позитивными, с точки зрения здоровья, действиями, оказывается довольно незначительной, тогда как некоторые поведенческие паттерны (такие, как курение, употребление алкоголя, наркотиков) оказываются взаимосвязанными в более высокой степени. Несмотря на все усилия, до сих пор не удалось найти какую-либо идентифицируемую позитивную ориентацию на здоровье, которая могла бы выступать в качестве основы для стимуляции усилий по поддержанию здоровья и избеганию риска.

Отсутствие такой общей ориентации связано с тем, что большинство видов поведения, важных с точки зрения влияния на здоровье, вызвано мотивами, которые не связаны непосредственно со здоровьем и в значительной степени программируются в индивидуальные паттерны и институциональную жизнь семей и сообществ. Оказалось, что поведение в сфере здоровья, как результат определенной общепринятой каждодневной деятельности, не требует осознанной мотивации и приложения особых усилий. Так, поведение является в большей степени следствием воздействия культуры и социальной структуры общества, а не личностных мотивов и убеждений. Схемы поведения, зависящие от сознательной мотивации, оказываются менее устойчивыми, чем те, которые являются естественным итогом воздействия социальных норм и традиций. Подтверждением этого служат изменения, произошедшие в последние десятилетия в разных странах в связи с усилением внимания к здоровью населения. Например, запреты на курение в общественных местах, массовое увлечение оздоровительным бегом и т.п. оказывают на население большое воздействие, чем любая профилактическая программа, направленная на изменение индивидуального поведения [48, с. 19-27].

Таким образом, проблема охраны здоровья отдельного индивида, формирования у него самосохранительного поведения немыслима без развития общей культуры здоровья и самосохранения в обществе, что предполагает системную работу на всех уровнях социальной организации и вовлечение в этот процесс различных социальных институтов.

Соответственно, представляется важным выделить условия формирования самосохранительного поведения:

- социальная стабильность общества, качество жизни;

- приоритетность заботы о здоровье в системе культурных, национальных, и семейных традиций;

- признание здоровья в качестве одной из ключевых целей и показателей развития общества и его институтов; введение «самосохранительного измерения» в деятельность различных общественных структур, прежде всего, института образования;

- положительные социальные установки в обществе на здоровье человека, «традиция-мода» быть здоровым;

- доступность и возможность получения полной и правдивой информации о рисках для здоровья способах его сохранения;

- доступность качественных медицинских, оздоровительных и рекреационных услуг;

- воспитание культуры самосохранения личности.

Понятие самосохранительного поведения тесно связано с понятием «качество жизни». Такие его аспекты, как качество здоровья и продолжительность жизни человека можно назвать главным результатом самосхранительного поведения и охраны здоровья в целом.

Поскольку эффективная социализация личности возможна только при достижении и сохранении определенного уровня физического и психического здоровья, формировании у личности определенной системы ценностей и социальных норм, принятых в данном обществе, охрану здоровья, формирования самосохранительного поведения можно назвать проблемой государственного порядка.

Исходя из сущности и механизмов формирования самосохранительного поведения, можно сказать, что критическим фактором сохранения здоровья нации должна стать государственная политика, направленная на развитие у подрастающего поколения бережного отношения к здоровью, формирование навыков здорового образа жизни. В его содержание входит: соблюдение физиологически оптимального режима учебной, трудовой деятельности и отдыха, рациональное питание, адекватный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, правил психогигиены, полезные для личности формы досуга и др.

К направлениям реализации такой политики относятся целенаправленная работа СМИ, повышение доступности спортивный секций, фитнес и других оздоровительных услуг, охрана окружающей среды и др. Однако, основное бремя по решению задачи охраны здоровья должен взять на себя институт образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: